Логопедические занятия по устранению и предупреждению нарушений устной и письменной речи

Логопедические занятия по исправлению произношения фонем и автоматизации звуков.
При исправлении недостатков произношения звуков выделяют этап первичной постановки правильной артикуляции звука. На этом этапе усваивается умение правильно воспроизводить нарушенный звук изолированно или в простейших слогах.

На втором этапе происходит автоматизация звука в стойкий навык. Между данными этапами нет четкой границы. Один этап постепенно перетекает в другой. Характерная особенность первого этапа – это опора на анализаторы (зрительный, слуховой, кинестетический). Это облегчает воспроизведение требуемой артикуляции по образцу и контроль над ней. Второй этап характеризуется ограничением, а затем полным отказом от зрительного контроля.

Для того чтобы предотвратить однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звука, необходимо подобрать интересный материал и проводить в виде игры. Упражнения, направленные на автоматизацию звуков, также способствуют совершенствованию работы артикуляционного аппарата (движений губ, языка, нижней челюсти), движений кисти и пальцев рук, развитию внимания и наблюдательности, памяти и мышления.
На логопедических занятиях можно уделить большое внимание рисованию и аппликации, которая, кроме художественного вкуса, выполняет еще и коррекционные задачи: развитие мелких движений пальцев рук и подготовка руки к письму, улучшение зрительного внимания и памяти, развитие пространственной ориентации и мышления.
В работе можно использовать потешки и чистоговорки, закрепляющие произношение дефектных звуков. Проводим упражнения в звуковом анализе и синтезе, они подготавливают детей к обучению грамоте.

Хочется дать несколько советов родителям, чтобы соблюдали следующие условия:

  1. Заниматься необходимо ежедневно (15-20 минут). Если у ребенка наблюдается повышенная утомляемость, материал даем дозировано, деля одно занятие на 2-3 отдельных занятия.
  2. Каждое занятие лучше начинать с разминки мелкой моторики, т.е. для кистей и пальцев рук, а так же 2-3 минутной артикуляционной минигимнастики.
  3. На логопедических занятиях необходимо добиваться четкого, правильного и длительного произнесения звука на одном выдохе, изменяя силу голоса (шепотом, громко, тихо …).
  4. Упражнения на произношение слогов и слов необходимо сочетать с тренировкой слухового и зрительного внимания и памяти, звукового анализа, логического мышления.
  5. После завершения работы и месячного – полуторамесячного перерыва следует повторить все логопедические занятия в ускоренном темпе и сокращенном виде, для более прочного закрепления приобретенных навыков.

логопедические занятия


Материалы логопедов по теме: "Логопедические занятия"

Проектно-исследовательская деятельность на коррекционно-логопедических занятиях. Как правильно произносить звук [Р]:


Роль игры на логопедических занятиях