Коррекция дисграфии

Способность ребенка к овладению навыками чтения и письма связана с его общим речевым развитием, с формированностью психологической речевой базы: вниманием, памятью, мышлением. Также в работу письма и чтения включается зрительный анализатор, функционирование которого должно быть согласованно с речеслуховым и речедвигетельным анализаторами, что позволит в дальнейшем развить фонемный анализ. Ведь без фонемного анализа овладение письменной речью невозможно.

Логопедическая работа с младшими школьниками должна строиться на основании изучения ребенка с позиций возрастной психологии, определения уровня сформированности ведущего типа деятельности, развитие основных структурных компонентов в умственной и мотивационной сферах, с учетом закономерности и последовательности формировании функций речи в норме. Именно поэтому логопедическая помощь должна всегда носить дифференцированный характер с учетов возраста, индивидуальных особенностей ребенка, глубины и структуры речевой патологии. Поэтому логопеду необходимо постоянно закреплять выработанные учащимися навыки, необходимо связывать работу с грамматическим материалом, который ребенок изучает на уроках русского языка. Логопеду, следует помнить о том, что у детей, страдающих дисграфией, обычно наблюдаются низкий уровень работоспособности и концентрации внимания.

Для того чтобы логопеду достичь положительных результатов в работе с такими детьми, специалисту необходимо проводить логопедическую коррекционную работу целенаправленно по этапам, длительно и систематически.

Моя практика работы на логопедическом пункте в школе показывает, что те сроки, которые рекомендованы нормативными документами Министерства образования России, за частую являются недостаточными для успешной коррекционной работы надо всеми компонентами речи, они были актуальны десять-пятнадцать лет назад.

Если ребенок дошкольного возраста:

  1. Не получил своевременную необходимую логопедическую помощь, имея при этом задержку речевого развития;
  2. Не наблюдался у детского невролога и своевременно не получил необходимое ему медикаментозное лечение препаратами;

Именно в таких случаях коррекционная работа над дисграфией и дислексией в условиях логопункта в школе, будут требовать огромных усилий от логопеда, самого ребенка и его родителей (или законных представителей).

К сожалению, работа логопеда по выявлению детей дошкольного возраста с моторными нарушениями в условиях детского сада часто недостаточна продумана и нечетко организована, или вообще отсутствует, хотя нарушение пальчикового праксиса легко заменить (ребенок не может долго научиться завязывать шнурки, узлы, при раскрашивание выходит за контур, сползает со строки и др.).

Отсутствие целенаправленной работы в детских садах с ребятами у которых такие проблемы, приводит к тому, что они испытывают огромные трудности при обучении грамоте: сползание букв со строки, «корявый» подчерк, буквы разнородные по ширине и высоте, буквы с различным наклоном, медленное письмо, масса ошибок при написание букв, сходных по написанию или имеющих одинаковые элементы. Следует знать и помнить, что неуспеваемость в освоении навыков письма, в том числе и чтения, оказывает негативное влияние на формирование личности учащихся. Именно эти дети отличаются от сверстников раздражительностью, неуверенностью, а в некоторых случаях и агрессивностью или наоборот замкнутостью.

При обследовании и выявлении детей с нарушением письма и чтения мы школьные логопеды зачисляем их в группы, предусматривая комплексную коррекционную работу, которая направлена на отработку всех видов ошибок, на отработку всех трудностей, которые испытывает ребенок при чтении или в процессе письма. На сегодняшний момент очень редко встречается в чистом виде, только один вид дисграфии.



Виды дисграфии:

Артикуляторно-акустическая дисграфия

Причина – это неправильное произношение звуков речи. Ребенок пишет слова точно также, как он их произносит. То есть это отражение своего неправильного произношения на письме.

Акустическая дисграфия (на основе фонемного распознавания, дифференкциация фонем) Причиной возникновения является нарушение различения, распознавания близких звуков в речи. Это замена букв, которые обозначают свистящие - шипящие, звонкие - глухие, твердые - мягкие (б-п, д-т, з-с, в-ф, г-к, ж-ш, ц-с, ц-т, ч-щ, о-у е-и). Именно такие замены и смешение являются ярким показателем ОНР III-IV уровней и достаточно редко наблюдается у детей с ФФН.

Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза.

Проявляется на уровне слов и предложений. Причина – это затруднения при делении слов на слоги, звуки, предложений на слова; перестановки букв; пропуски согласных; пропуски гласных; добавления букв; добавления, пропуски, перестановки слогов; слитное и раздельное написание слов; раздельное написание приставки и корня; слитное написание предлогов с другими словами.

Аграмматическая дисграфия

Причина – это недоразвитие грамматического строя речи. Характерные ошибки: неправильное употребление предлогов, изменение падежных окончаний, неправильное употребление рода, числа, пропуски членов предложения, нарушение смысловых связей в предложении и между предложениями, нарушение последовательности слов в предложении.

Оптическая дисграфия

Причина – это несформированность зрительно-пространственных функций, которая проявляется в заменах и искажениях графически сходных рукописных букв на письме (и-ш, п-т, т-ш, в-д, б-д, л-м, э-с и др.).

Большое значение в работе придается использованию игровых технологий, которые проводятся логопедом с учетом возможностей детей и также решают многоплановые задачи развивающего характера.

Логопед, работающий с детьми с нарушением письма, должен помнить, что у детей с любой формой недоразвития речи всегда недостаточно сформирована психическая база речи, лежащая в основе успешной логопедической работы по коррекции устной и письменной речи ребенка. Поэтому необходимо развивать психологические предпосылки речи с первых занятий.