Применение многофункционального интерактивного пособия. Говорящая Ручка «Знаток» для совершенствования коррекционно образовательного процесса учителя-логопеда ДОУ
Особенности развития современных детей свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании и развитии. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда так же становятся необходимым средством коррекционной работы с ОВЗ. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекционно - развивающей работы и помогают достигнуть максимально успешных результатов в преодолении речевой патологии у детей дошкольного возраста.
Используя инновации в коррекционно-педагогической работе, мы стремимся развивать у детей с нарушениями речи их индивидуальные способности, в том числе языковую способность, не ограничиваясь формированием «программных» знаний, умений и навыков.
В своей деятельности, я как учитель-логопед, широко применяю многофункциональное интерактивное пособие - говорящую ручку «Знаток» II поколения, разработанную на основе уникальной методики интерактивного обучения. Благодаря её возможностям, дети ждут от каждого занятия чего-то новенького и необыкновенного. Совместная и свободная деятельность ребят стала более интересной, разнообразной, доступной, безопасной, полифункциональной, вариативной, трансформируемой и содержательно-насыщенной. А это значит, в полном объеме выполняет требования ФГОС к предметно-пространственной развивающей среде.
Области применения ручки «Знаток» в коррекционной работе различны, например подгрупповые и индивидуальные занятия, в ходе которых наши воспитанники имеют возможность самостоятельно использовать ручку в игровых ситуациях. Ручка активно применяется мной в работе по подготовке воспитанников к обучению грамоте. Она помогает быстрее научиться различать буквы и звуки и научиться читать, так как в полном объеме учитывает особенности развития детей дошкольного возраста. Таким образом, применение ручки позволяет сделать педагогический процесс увлекательной игрой, значительно повысить эффективность коррекционных занятий. В процессе работы возникает необходимость создания новых игр с использованием ручки, поэтому постоянно развиваются и совершенствуются креативные качества самого педагога, растёт уровень моей профессиональной компетентности. Однако, хочется отметить, что использование ручки не заменяет привычных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует и ребёнка, и его
наставника; тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.
Мои наблюдения показали, что благодаря использованию игр с ручкой «Знаток» у дошкольников формируются следующие процессы и навыки:
- тренируется эффективность внимания и память;
- развиваются фонематические процессы;
- раньше овладевают чтением и письмом;
- активно пополняется словарный запас;
- развивается мелкая моторика;
- воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность.
Приведу примеры игр с применением многофункционального интерактивного пособия говорящей ручки «Знаток» II поколения.
1. Дидактическая игра «Два веселых паровозика».
Дети подходят к столу, где разложены карточки с буквами «П» и «Б», карточки с картинками, где слова начинаются на данные буквы, две карточки с паровозиками. Педагог показывает две карточки с паровозиками: «Ребята, в нашем Звукограде есть даже свои поезда. Но случилась беда, все вагончики на станции перемешались и теперь не знают, к какому паровозику им прицепиться. Дети, поможем вагончикам? А вот и подсказка: в одном паровозике контролёр – буква «П», а в другом – буква «Б», а вагончики не простые - это слова. Догадайтесь, какие это слова и на какую букву они начинаются. В одном паровозе будут все вагончики состоять из слов на букву «П», а в другом на букву «Б»».
Двое ребят получают карточки с паровозиками, остальные выбирают картинки со словами и буквами. Дети составляют два прицепа, построившись в две колонны.
Воспитатель: «Веселые паровозики готовы. А говорящая ручка поможет нам проверить, всё ли правильно мы сделали». Дети сначала называют своё слово, потом прикасаются к карточке говорящей ручкой, звучит небольшое стихотворение, дети его повторяют.
2. Игровое задание «Буквы поломались».
На столе разложены карточки-пазлы с гласными или согласными буквами. Педагог: «В нашем Звукограде живут гласные и согласные буквы. Чем они отличаются ? (Гласные можно пропеть, они обозначаются красным цветом, а согласные петь нельзя, они обозначаются синим цветом). В нашем волшебном городе произошла беда. Злой Дед Буквоед сломал все буквы. Как вы думаете, чем мы можем помочь? (собрать из частей целые буквы)». Дети занимают места за столом, выполняют задание, называют все собранные буквы.
3. Подвижно-дидактическая игра «Найди свою пару».
Педагог : Жили-были буквы, все были очень дружными. Но некоторые из них любили пошалить и превратились в разные предметы. Попробуйте догадайтесь, что это были за буквы? (буквы-образы) А теперь пусть каждый из вас возьмёт по одной карточке из любого контейнера и отправиться вместе с буквами на прогулку, а по сигналу нужно будет найти свою пару (изображение буквы и буква-образ)».
Дети разбирают карточки, расходятся по кабинету, выполняют соответствующие движения, воспитатель поясняет:
«Вышли буквы погулять и наряды показать.
Побежали по дорожке, поднимай повыше ножки.
Вверх прыжок, ещё прыжок!
Отдохнуть пора дружок!
Ну-ка, буквы, не зевайте –
Свою пару выбирайте!»
Дети находят себе пару, становятся вместе. Педагог: «Какие дружные пары у нас получились! А наша говорящая ручка поможет нам узнать, хорошо ли мы справились с заданием». Каждая пара называет свою букву и её образ, затем поочерёдно касается говорящей ручкой каждой карточки.
4. Работа с комплектом «Звуки вокруг нас».
Дети усаживаются за общий стол, перед каждым картинка. Педагог: «Буквы в Звукограде волшебные, они даже могут записать все звуки, которые мы слышим. Хотите узнать, какие ? Тогда посмотрите на свои картинки, вспомните, что они обозначают. А теперь попробуем прочитать, что здесь написано». Дети по очереди читают слова (из двух букв, затем проверяют – касаются говорящей ручкой; касаются картинки, повторяют короткий стих.
5. Работа с комплектом «Первые слова».
Педагог организует детей около доски, на которой прикреплены короткие слова (из трёх букв): «А здесь живут слова. Давайте с ними познакомимся!» Вызывает одного из детей, тот читает слово, затем проверяет - касается его говорящей ручкой, все хором произносят слово
В заключении хотелось бы отметить, что целенаправленное системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию речевого развития детей, с использованием различных инновационных методов и приемов, а в частности с использованием
Говорящей Ручки «Знаток», позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, так как они помогают выполнять задачи, решение которых традиционными методами является недостаточно продуктивным. Кроме того их внедрение в специальное обучение позволяет индивидуализировать коррекционный процесс, учитывать образовательные потребности каждого ребенка, что, в конечном счёте, способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса в целом.