Олигофрения – особенности проявления
Олигофрения (от греческого – малый ум) – недоразвитие сложных форм психической деятельности, возникающее вследствие поражения центральной нервной системы на разных этапах внутриутробного развития плода. Или в самом раннем периоде жизни ребенка. По степени выраженности дефекта делятся на три группы: идиотию, имбецильность и дебильность. Наиболее тяжелой степенью является идиотизм, наиболее легкой – дебильность. Все степени олигофрении характеризуются нарушением познавательной деятельности, в особенности страдают.
Наиболее высокие ее уровни (анализ и синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение и т.д.) при недоразвитии всей личности.
Характерно позднее появление речи, недостатки произношения, скудность словаря, ограничение используемых грамматических конструкций, особые трудности связной речи, эти недостатки различно сочетаются и проявляются при разных степенях олигофрении.
Недоразвитие познавательной деятельности часто сочетается с резким нарушением целенаправленной деятельности и мотивации поведения. Моторика при олигофрении в той или иной степени (нарушается) нарушена. Недоразвита координация движений, особенно тонкие движения рук, недостаточно дифференцированы. Для олигофренов также характерны отклонения от нормы в физическом развитии: (аномалии) в строении черепа и скелета; эндокринные расстройства. У них обычно снижена сила нервных процессов, причем особенно ослаблено активное торможение. Нередко у них имеет место значительное нарушение равновесия между раздражительными и тормозящими процессами. Все это приводит к косности мышления олигофренов. Все формы олигофрении требуют специальных коррекционно-воспитательных мероприятий.
Недоразвитие психики препятствует обучению и воспитанию таких детей в массово – воспитательных учреждениях.
Однако их можно и нужно учить, в результате обучения их во многих случаях удается подготовить к выполнению определенных видов трудовой деятельности. Обучение направлено на воспитание у них сложных видов психической деятельности (произвольное внимание, наблюдательность, осмысленное запоминание) что дает возможность им приспособиться к общественно-полезной трудовой деятельности.
Вопросы теории и практики обучения и воспитания умственно отсталых детей, коррекционно-воспитательные мероприятия применительны к каждой форме олигофрении – разрабатывает олигофренопедагогика.
Бельгийский педагог О. Декраш развил систему изучения умственно-отсталого ребенка и специальную дидактику. Основы процесса воспитания и обучения разработали французские ученые Ж.Филипп, П.Боннур и А.Бинс. Большой вклад в разработку олигофрении внесли русские педагоги: Е.К. Грачева, А.С. Грибоедов, А.Н. Граборов, Г.И. Рассолимо, И.П. Постовская, В.П. Кащенко.
Воспитание и обучение олигофренов ведется во вспомогательной школе и направлено (в меру возможности) на всестороннее развитие личности, максимальную коррекцию недостатков развития и подготовку к трудовой деятельности.
Большую роль играет индивидуальный подход к умственно отсталому ребенку на основе всестороннего и динамичного психолого-педагогического изучения его. Говорят, что ребенок со сниженными умственными способностями часто более эмоционально чувствителен, чем его развитые сверстники.
Сочетание крайностей
Группа детей, для которых также характерны нарушения общения, отличаются тем, что одновременно демонстрируют как бы полярные формы поведения.
При первом знакомстве они могут быть крайне испуганны, замкнуты, не вступать в контакт с другими детьми или взрослыми. Но по мере привыкания к новой ситуации, они становятся расторможенными, часто демонстрируя агрессивное поведение и упрямство.
У таких детей отчетливо проявляются неравномерность развития, о котором говорилось выше, они зачастую способны в таких сферах деятельности, как математика или музыка и при этом крайне беспомощны в быту и ограничены в возможностях самообслуживания.
У них характерные особенности мышления, нехватка воображения и неспособность понимать переносный смысл сказанного:
- Что витаешь в облаках?
Он с удовольствием ответил:
- Я не витаю, я здесь сижу.
Для таких детей крайне болезненными оказываются любые изменения в окружающей среде. Они могут бурно реагировать даже на незначительные изменения, например, если ребенку заменили стул или пересадили за другую парту.
Сам ребенок при этом даже не всегда может объяснить, чем вызвано его беспокойство или раздражение, которое может проявляться, в том числе и в форме агрессии (как будто бы немотивированной) или плача.
Вообще для этих детей проблематичным является осознание своих эмоций и ощущений. Некоторые из них, например, начинают проявлять беспокойство и усиление напряженности при чувстве голода, хотя есть в этот момент, не просят. Иногда достаточно такому ребенку попить сок, чтобы ослабить негативное состояние.
В основе расстройств общения лежит нарушение аффективной сферы. Зачастую они стремятся спровоцировать окружающих на отрицательную реакцию, обычно выбирая в качестве объекта того, кто будет реагировать наиболее бурно. Такое поведение негативно оказывается на обстановке в семье или классе. Возникает конфликтная ситуация, преодолеть которую без специальной помощи очень сложно.
Психокоррекционная работа
Механизм описания расстройств до настоящего времени остается неясным, однако очевидно, что их необходимо учитывать при общении с такими детьми. Основной целью психокоррекционной работы должно стать снижение уровня тревожности и формирование адекватных форм преодоления стрессов. Часто эта работа требует специальных знаний и умений, а в тяжелых случаях следует обратиться за консультацией к специалистам по отклоняющему развитию.
Крайне важным оказывается спокойное, доброжелательное отношение к таким детям, настрой на повышение самооценки и чувства уверенности. Роль учителя в их жизни трудно переоценить. Именно он может определить всю их дальнейшую судьбу. Для этих детей важно встретить человека.