Методы развития коммуникативных навыков у дошкольников в сюжетно – ролевых играх
Грамотная речь ребёнка приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и других людей, в окружении которых ребёнок растёт и развивается. Основная задача речевого развития детей дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемые для каждого возраста и развитие их коммуникативных способностей. Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, коммуникативных навыков.
Особое место в развитии дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, - их называют сюжетно – ролевыми. В этих играх дети воспроизводят в ролях всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Игра – самостоятельная деятельность, в которой дошкольники впервые вступают в общении со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать общению. Руководство сюжетно-ролевыми играми – один из самых сложных разделов дошкольного воспитания. Педагог не может заранее предвидеть, что придумают дети и как они будут вести себя в игре. Очень важным является умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт.
Основной путь развития коммуникативных навыков в игре – влияние на её содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределения ролей и на реализацию игровых образов. Тема игры – это явление жизни, которое будет изображаться: семья, детский сад, магазин, поликлиника. Одна и та же тема включает в себя различные эпизоды в зависимости от интересов детей и развития воображения. Таким образом, по одной теме могут создаваться различные сюжеты. Каждый ребёнок изображает человека определённой профессии (воспитатель, врач, капитан, шофёр) или члена семьи (мама, папа). Иногда разыгрываются роли животных, персонажей из сказок. Создавая определённый образ, ребёнок выражает своё отношение к выбранному персонажу, подбирает определённые слова, фразы, проявляет личные качества, вступает в общение с другими персонажами. В сюжетно-ролевых играх обогащается словарь детей, проявляется интонационная выразительность речи.
Игра с куклами в дочки-матери существовала во все времена. Закономерно, что куклы привлекают главным образом девочек. Однако, если мальчикам не внушают презрения к таким играм, то они с удовольствием бывают папами, выполняют домашние обязанности, возят в коляске малышей. Эти игры помогают воспитывать у детей уважение к родителям, желание заботиться о малышах. Подражая взрослым, дети усваивают также речевое поведение членов семьи.
Задача воспитателя по развитию у дошкольников коммуникативных навыков в самостоятельных играх – помочь детям организовать эти игры, сделать их увлекательными, насыщенными действиями, правильным речевым материалом. Перед игрой желательно провести беседы на определённые темы, прочитать художественную литературу, просмотреть видеоматериалы на компьютере. Не следует предлагать детям разработанные педагогом, готовые сюжеты игры. Дети в игре подражают деятельности взрослых, но не копируют её, а комбинируют имеющиеся у них представления, выражают словами, жестами, мимикой свои мысли и чувства. И если им предложить действовать по плану воспитателя, копировать данные образы, то это будет подавлять их воображение, самостоятельность, непосредственность. В высказываниях известных отечественных педагогов игра рассматривается как самостоятельная творческая деятельность. Воспитатель должен помочь ребёнку выбрать из массы жизненных впечатлений самые яркие, такие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры.
Опираясь на интересы детей, на их представления, педагог руководит выбором игры. Различными приёмами он вызывает в памяти детей то, что они видели, о чём им читали. Иногда, чтобы подсказать детям идею игры, можно показать им кукольный спектакль. Повторяя инсценировку, малыши в основном её переделывают, объединяя показанное со своим личным опытом, например, доктор Айболит лечит не зверей, а кукол, которые заболели гриппом.
Маленькие дети обычно начинают играть, не задумываясь над целью игры и её содержанием. Однако опыт показывает, что уже на четвёртом году жизни дошкольники способны выбирать тему игры и ставить определённую цель. Перед началом игры воспитатель спрашивает: «Во что вы будете играть? Что построите? Куда поедете не поезде? Ты кем будешь? Какие игрушки нужны вам?» Эти вопросы заставляют детей задуматься и наметить основной сюжет, который в дальнейшем может измениться. В старшем дошкольном возрасте больший игровой опыт, более развитое воображение помогают детям самим придумывать различные интересные сюжеты. Воспитателю достаточно лишь словесного напоминания об экскурсии, книге, кинофильме, чтобы родилась идея новой хорошей игры. Важным побудителем игры является также беседа, в которой раскрывается смысл виденного и прочитанного, характеры действующих лиц, их переживания. Если удаётся увлечь детей сюжетом, игра возникает естественно даже без предложения воспитателя. Но педагог может посоветовать детям тему игры, если знает, что она заинтересует их.
Если в младших группах важно лишь приучать детей обдуманно выбирать игру, то со старшими дошкольниками необходимо совместно обсуждать не только тему игры, но и в общих чертах намечать план развития сюжета, определять деятельность каждого из играющих. План игры может быть только ориентировочным, по мере развития сюжета в неё вводится много нового, но выдумка каждого подчиняется общей цели. Воспитатель, таким образом, руководит игрой, направляет её содержание, влияет на взаимоотношения детей, развивает их коммуникативные навыки.