Организация деятельности структурного подразделения Лекотека на базе частного дошкольного образовательного учреждения детского сада №93 ОАО РЖД, реализующего общеобразовательную программу дошкольного образования

Деятельность Лекотеки на базе частного дошкольного образовательного учреждения детского сада №93 ОАО РЖД (далее – ЧДОУ д/с №93 ОАО РЖД) «Центра адаптации ребенка» г.Тихорецка, Краснодарского края организуется для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), а также для детей инвалидов в возрасте от 3до 8 лет, которые не могут посещать дошкольное общеобразовательное учреждение (далее – ЧДОУ) по состоянию здоровья или развития и нуждаются в психолого-педагогической помощи. Деятельность Лекотеки основана на гуманистическом подходе с использованием игровых методов арт-терапевтических техник для проведения психопрофилактики, психокорекции, осуществления психической поддержки развития детей с особенными потребностями.

По своей сути, лекотека – новая форма работы с детьми, позволяющая проследить успехи и трудности каждого ребенка, пошагово сделать анализ его достижений, наметить этапы, поставить реальные задачи, подобрать современные формы работы, и в конечном результате откорректировать имеющийся у ребенка недостаток до минимального его проявления.

Лекотека в нашем детском саду была открыта по инициативе компании ОАО «РЖД» с целью развития детей железнодорожников, с особыми потребностями».

Целью создания лекотеки в нашем учреждении является формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности ребенка и оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям).

Работа лекотеки направлена на решение ряда задач:

  • реализовать образовательную программу, разработанную исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников;
  • проводить психопрофилактику, психотерапию и психокоррекцию средствами игры у детей от 3 до 7 лет с ограниченными возможностями здоровья;
  • обучать родителей (законных представителей, специалистов Учреждения методам игрового взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
  • проводить психопрофилактическую и психокоррекционную работу с членами семьи ребенка от 3 до 7 лет с ограниченными возможностями здоровья;
  • проводить психолого-педагогическое обследование детей от 3 до 7 лет с ограниченными возможностями здоровья при наличии согласия родителей (законных представителей);
  • оказать содействие в социальной интеграции детей от 3 до 7 лет с ограниченными возможностями здоровья;
  • помогать родителям (законным представителям) в подборе адекватных средств общения с ребенком;
  • поддержать инициативу родителей (законных представителей) в организации программ взаимодействия семей.

Для детей с ОВЗ и их родителей созданы все условия, чтобы в детском саду они чувствовали себя комфортно, безопасно и могли бы получить квалифицированную помощь специалистов учреждения. Для оказания образовательных услуг в Лекотеке имеется ряд помещений: игровая и сенсорная комната.

Занятия с детьми в лекотеке проводятся в индивидуальной и групповой формах.

Наполняемость групп при организации групповой работы с детьми не более 3 человек. Продолжительность групповых занятий составляет от 20 до 30 мин. в зависимости от возраста и сложности нарушений развития детей. Групповую работу могут проводить педагог-психолог, дефектолог и логопед. При работе с группой от 2 до 3 детей, возможно одновременное участие двух разных специалистов.

Индивидуальная работа специалистов (педагога-психолога, учителя-дефектолога и учителя –логопеда) с детьми инвалидами проводится в присутствии родителей (законных представителей). Продолжительность диагностического сеанса с детьми в лекотеке составляет 40 мин. В сложных случаях проводится несколько диагностических сеансов: при включении ребенка в лекотеку и по одному сеансу в середине и в конце учебного года. Продолжительность индивидуального занятия с ребенком — 30 мин.

Организация работы лекотеки строится на следующих принципах:

  1. Принцип индивидуального подхода.
  2. Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации).
  3. Принцип социального взаимодействия.
  4. Принцип междисциплинарного подхода.
  5. Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания.
  6. Принцип динамического развития образовательной модели лекотеки образовательного процесса.
  7. Принцип взаимодействия с родителями, как равноправными участниками воспитательно – образователного процесса.

Лекотека оснащена специальным оборудованием для обучения детей с ОВЗ

В Лекотеке собраны развивающие и коррекционные игры и игрушки, авторские пособия известных педагогов (пособие Фребеля, блоки Дьенеша, палочки Кьюзинера, кубики Кооса и др):

  • оборудование для развития общих движений
  • игрушки для развития движений рук и ручных навыков
  • игрушки для развития тактильного восприятия
  • игрушки и средства для развития зрительного восприятия
  • игрушки для развития слухового восприятия
  • игрушки для развития мышления
  • игрушки для развития речи и языка
  • средства для развития альтернативной коммуникации
  • игрушки для социально – эмоционального развития
  • книги для детей
  • книги для родителей
  • фонотека
  • видеотека
  • компьютерные игры
  • специальное оборудование для детей с нарушением движений

Заглянувшему в помещение лекотеки детского сада №93 ОАО «РЖД» может показаться, что он попал в игровую комнату с обилием игрушек, красочным интерьером, весёлой атмосферой и доброжелательными педагогами. Но назначение этих апартаментов особое – помогать детям, с ограниченными возможностями здоровья и с особенностями развития, учиться делать то, что у других, здоровых, ребятишек получается легко и само собой.
Открытое игровое пространство Лекотеки организованно так, что оно дает детям возможность выбирать игры, игровые материалы и действовать с ними. Пространство разделено на несколько «зон» в которых расположены игры для организации разных видов деятельности (пальчиковый театр, кубики для строительства, мячи, игры на развитие мелкой моторики, тренажёры для развития координаций общих движений). Все эти игрушки и игровые материалы находятся всегда в одном и тоже месте. Это развивает у детей чувство безопасности и предсказуемости. Педагог и родитель всегда находится рядом с ребенком и готовы ему помочь в игре и взаимодействии с предметами.

Основной целью открытого пространства и материальным оснащением – способствовать приобретению детьми различных умений и навыков: социальных, интеллектуальных, двигательных навыков самообслуживания, игры вместе с другими детьми. Родители имеют возможность наблюдать за ребенком, играть совместно с ним, а также общаться с другими взрослыми и детьми.

В Лекотеке нашего учреждения работает команда специалистов: старший воспитатель, учитель – дефектолог, учитель – логопед, педагог – психолог. Особенностью лекотеки является то, что работа с каждым ребенком строится по индивидуальной программе, учитывающей личностные, познавательные особенности ребенка, его стиль взаимодействия с окружением, его сильные и слабые стороны. Наши педагоги в своей работе используют разнообразные направления: совместные музыкальные приветствия, пальчиковую и артикуляционную гимнастику, комплексы упражнений для формирования правильного речевого дыхания, упражнения на развитие общей и мелкой моторики, координации и подражательности, игры на развитие сенсорного восприятия, арт – терапевтические методы во всем своем разнообразии (сказкотерапия, музыкотерапия и другие, психогимнастику Чистяковой, тренинги раннего развития в паре мама – ребенок, элементы логоритмики М. Ю. Картушиной, фонетической ритмики Т. М. Власова, систему игр на формирование мышления у детей с ОВЗ Е. А. Стребелевой, и многое другое. Каждая встреча специалиста с ребенком наполнена интересными, познавательными играми и приемами.

Посетителями лекотеки становятся не только дети, но и их родители. Родители малышей с ОВЗ не знают о возможностях педагогической науки по работе с ребенком, боятся сделать что-то не так, не всегда способны найти подход к своему чаду, чтобы заинтересовать его выполнить необходимые задания с желанием, обучить дошкольника привнося элементы игры.

Сопровождение родителей в Лекотеке включает в себя:

- информационную поддержку, которая предусматривает разъяснение особенностей развития ребенка, приемов и методов педагогической помощи детям;
- индивидуальные консультации родителей с сотрудниками лекотеки, имеющие целью гармонизацию детско-родительских отношений;
- групповые встречи семей, организуемые сотрудниками лекотеки, проводимые с целью взаимодействия и получения семьями взаимной поддержки.

По нашим наблюдениям работа в лекотеке оказывает благотворное влияние на развитие детей, на развитие их коммуникативных способностей. Дети научились взаимодействовать с другими детьми в игровой деятельности, освоили новые навыки, подражая другим детям, научились выбирать игровые материалы и действовать с ними. Все эти навыки помогут детям в будущем легче адаптироваться в коллективе.

За период (с сентября 2016 по октябрь 2023) для ознакомления с моделью работы в лекотеке, ее посетители были :

- председатели родительского комитета групп ЧДОУ
- родители детей, имеющих инвалидность
- специалисты из разных детских садов города и края.

Педагоги лекотеки открыты для сотрудничества со специалистами других дошкольных организаций и приглашают их к сотрудничеству и обмену опытом.

Автор материала: Синько Алла Анатольевна
Также по теме: