Формирование речеязыковых и двигательных процессов у младших школьников с дизартрией

Интерес к проблеме формирования речеязыковых и двигательных процессов детей с дизартрией, обусловлен значительным ростом количества детей, которые из-за имеющихся нарушений не усваивают программу дошкольной и начальной ступеней образования. По мнению С.Н. Шаховской, И.В. Прищеповой, к изучению дизартрии необходимо подходить через реализацию междисциплинарного подхода и взаимосвязь с такими науками, как психолингвистика, специальная и возрастная психология, нейропсихология. По мнению Л.Б. Баряевой, В.И. Бельтюкова, Р.И. Лалаевой, Е.М. Мастюковой, О.Г. Приходько, Т.В. Тумановой с помощью данного подхода можно с различных сторон оценить уровень сформированности речевых и неречевых функций при дизартрии, выявить связи между расстройствами вербального и невербального характера.

Исследователями Е.Ф. Архиповой, Г.В Бабиной, Л.В. Беляковой, Л.В. Лопатиной, Е.Н. Винарской отмечалось, что дизартрические расстройства в дошкольном или младшем школьном возрасте имеет разнообразную степень выраженности и специфические свойства проявления речевых и неречевых расстройств. В связи с этим организация комплексного подхода в процессе формирования речеязыковых и двигательных процессов у младших школьников с дизартрией остается востребованной и актуальной проблемой в логопедии.
Еще в 1989 году Е.М. Мастюкова и М.В. Ипполитова описали особенности речеязыковых и двигательных процессов у детей младшего школьного возраста с дизартрией. Авторами отмечено, что они носят общий и специфический характер. При анализе речеязыковых и двигательных расстройств к общим ошибкам относятся трудности в фонетическом оформлении речевого высказывания, низкий уровень сформированности интонационных компонентов речи, сопутствующая симптоматика мышц артикуляционного аппарата и мускулатуры пальцев рук, кистей, плечевого пояса. К специфическим ошибкам - нарушения лексической системности и синтаксиса, трудности в оформлении слоговой структуры слова, недоразвитие кинестетического и кинетического праксиса органов периферического артикуляционного аппарата, кистей и пальцев рук.

Перед учителями-логопедами стоит задача – организовать педагогические условия реализации системы работы по формированию речеязыковых и двигательных процессов у детей с дизартрией. В систему работы должны войти четко структурированные компоненты: диагностический, содержательный и оценочный.

В диагностическом блоке производится анализ и отбор диагностических методик, позволяющих определить степень выраженности дизартрии у младших школьников. Вопросы диагностики были подняты в трудах Л.В. Лопатиной, Э.Я. Сизовой, Е.Ф. Соботович, Е.Ф. Архиповой.
Анализ данных диагностических методик позволил определить перечень функций, которые необходимо изучить:

- симптоматику артикуляционного праксиса и речевых нарушений (фонематические процессы, просодическая сторона речи);

- уровень развития общей и мелкой моторики;

- уровень сформированности слоговой структуры слова, лексической системности.

Выявленные особенности и их анализ и систематизация являются важной составляющей для организации и реализации системы работы по формированию речеязыковых и двигательных процессов у детей с дизартрией на содержательном этапе работы.

Вопросами коррекции нарушений речеязыковых и двигательных процессов детей с дизартрией занимались О.В. Правдина, О.А. Токарева, Е.М. Мастюкова, К.А. Семенова, Л.В. Лопатина, Е.Ф. Архипова, Н.В. Серебрякова. Например, О.А. Токарева, Р.И. Мартынова считают необходимым в содержательный этап включить работу по формированию двигательных процессов у детей рассматриваемой категории; Н.В. Серебрякова, Т.Б. Филичева, Е.Ф. Соботович – работу по формированию речевых и языковых процессов; по формированию навыков самоконтроля за оформлением речевого высказывания. Для реализации данного этапа авторы предлагают использовать различные методы: наглядный, игровой, словесный, интерактивный, предметно-практический. Так, к наглядному методу можно отнести использование средств наглядного моделирования (графические обозначения звуков, схемы, инфографика), к игровому – закрепление речеязыковых, двигательных процессов в играх различной направленности (подвижных, сюжетно-ролевых, настольных, дидактических), к словесному – сопряженное, отраженное, самостоятельное воспроизведение звуков, слогов, слов, предложений, текстов, речевой анализ ситуаций и т.п. Предметно-практический метод позволит реализовать игры, задания и упражнения подражательного, речевого, объяснительного, творческого характера, а интерактивный – самостоятельную деятельность детей при формировании рассматриваемых процессов (активно можно использовать для закрепления навыка современные компьютерные игры, «Итон-М», «Хабилект» и др.)

Оценочный компонент состоит из оценки результатов реализации системы работы по формированию речеязыковых и двигательных процессов.

Таким образом, междисциплинарный и комплексный подходы позволяют структурировать и комбинировать содержание речевого, языкового и двигательного наполнения коррекционной логопедической работы, что в свою очередь способствует эффективному формированию рассматриваемых речевых и неречевых функций.

Список литературы:

  1. Архипова, Е.Ф. Коррекционно-педагогическая работа по преодолению стертой дизартрии / Е.Ф. Архипова. – М.: Астрель, 2008. – 254 с.
  2. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ Астрель Хранитель, 2006. – 319 с.
  3. Баряева, Л.Б. Нарушения двигательной сферы у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами / Л.Б. Баряева // Адаптивная физическая культура. – 2018. – № 4. – С. 18 –20.
  4. Винарская, Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. – М.: АСТ АСТРЕЛЬ, 2005. – 141 с. 5. Лалаева, Р.И. Методика психолингвистических исследований нарушений речи / Р.И. Лалаева. – СПб.: Наука-Питер, 2006. – 67 с.
  5. Лопатина, Л.В. Дифференциальная диагностика стёртой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения / Л.В. Лопатина // Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи. – М., 2003. – С. 293-300.
  6. Лопатина, Л.В. Индивидуальные особенности детей со стертой дизартрией по состоянию неречевых и речевых функций / Л.В. Лопатина // Логопедия. Методические традиции и новаторство: учебно-методическое пособие / под ред. С. Н. Шаховская, Т. В. Волосовец. – М.: Московский психологосоциальный ин-т; Воронеж : НПО МОДЭК, 2003. – С. 108-112.
  7. Мастюкова, Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом / Е.М. Мастюкова. – М.: Просвещение, 1991. – 159 с.
  8. Приходько, О.Г. Принципы, задачи и методы логопедической работы при дизартрии / О.Г. Приходько // Специальное образование. – 2010. – №4. – С. 57-79.
Также по теме: