Дислексия

«Без чтения нет настоящего образования, нет, и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания».
А. Герцен

В последнее время увеличивается количество детей, испытывающих трудности при обучении чтению. Детей, которые испытывают такие проблемы, называют дислексиками. Дислексия - это частичное и специфическое расстройство навыков чтения при сохранении общей способности к обучению, которое выражается в стойких ошибках, нарушении скорости и способа чтения.

Дислексия мешает всему учебному процессу. Она проявляется, как только ребенку предлагают что-то читать, а это необходимо делать практически на всех предметах. Процесс чтения превращается для ребенка в страдание, испытание, страх. Ребенок никак не понимает принцип слогослияния, не может научиться читать, не хочет читать, плачет, читает медленно, и скорость со временем не увеличивается, при чтении много ошибок (читает как будто из середины слова, пропускает и заменяет буквы). Не понимает смысл прочитанного.

К причинам дислексии относят:

  1. Нейробиологические, связанные с недоразвитием или поражением головного мозга в разные периоды развития ребенка (период беременности, родов и послеродовой период). В результате страдают отделы головного мозга, обеспечивающие психологические функции, участвующие в процессе чтения.
  2. Наследственность. Как выяснилось, дислексия является синдромом с наследственной обусловленностью. Показатель наследуемости дислексии составляет 40-70%. В молекулярно-генетических исследованиях удалось обнаружить гены, ответственные за возникновение дислексии.
  3. К социально-психологическим причинам относятся недостаточность речевых контактов, педагогическая запущенность.

Задача логопеда – организовать занятия с ребенком, насыщенные упражнениями и игровыми заданиями по коррекции дислексии, а также привлечь родителей в коррекционный процесс.

Коррекционная работа при нарушениях чтения направлена на устранение технических ошибок чтения, автоматизацию навыков слогослияния, формирования навыка чтения слов различной слоговой структуры, развитие зрительного внимания. То есть её условно можно разделить на несколько разделов:

  1. дифференциация гласных и согласных звуков,
  2. работа со слоговыми таблицами,
  3. чтение слов,
  4. работа с текстом.

Если ребёнок плохо запоминает буквы, существует много разнообразных приёмов, помогающих запомнить графический образ букв.

  • Буквы можно лепить из пластилина, выкладывать из палочек, мозаики, красочных верёвок, вырезать из цветной бумаги.
  • Полезно использовать прием «Дермолексия», когда педагог на ладони ребенка рисует букву, а ребенок опознает ее с закрытыми глазами, причем рисовать нужно на «ведущей» руке, для стимуляции ведущего полушария.
  • Задания, усложняющие узнавание букв – «Перечёркнутые буквы», «Разный шрифт», «Перевёрнутые буквы», «Сколько одинаковых букв», «Каких букв больше», «Наложенные буквы», «Зеркальные буквы», «Найди букву среди рядов букв», «Найди нужную букву среди перечёркнутых букв».
  • Можно привлечь самого ребенка к «творческому созданию» букв – предложить ему «Дописать букву» по пунктирным линиям, «Переделать букву», переставив (переложив) элементы («Что нужно сделать, чтобы из буквы Л получилась И?; из Щ – Ц? и т. д.)
  • На развитие памяти и внимания использовать игру «Какой буквы не стало?»
  • Игра «Волшебный мешочек» - где ребенок на ощупь определяет пластмассовые буквы.
  • Можно «рисовать» буквы на спине, угадывать по словесной инструкции – «Эта буква овальной формы», «Эта буква состоит из двух скрещенных под наклоном линий» и т. д.

Далее проводится работа на уровне слога. Это слоговые таблицы, а также различные задания, например, найти лишний слог или добавить нужный слог. На следующем этапе ведется работа на уровне слова. Далее предлагаются предложения и тексты с перемешанными буквами, словами без гласных, чтение с помощью решетки, чтение текста вверх тормашками. Иногда причина медленного чтения — неправильное дыхание. Например, ребенок произносит фразу на вдохе. Тогда в своей работе логопед использует дыхательные упражнения.

Приведенные упражнения формируют различные операции и способности, являющиеся составными частями навыка чтения. Их выполнение превращает процесс чтения в необычное, веселое, интересное занятие, благодаря чему у детей формируется положительное эмоциональное отношение к нему. Главное, заметив данную проблему, набраться терпения и начать с ребенком работу. Тем самым мы даем ему возможность быть успешным в учебе, не потерять мотивацию, накапливая «снежный ком» из ученических проблем.

Также по теме: