Дискалькулия

«Не считаются эти примеры у меня!» - иногда заявляют ученики, начавшие обучение в 1 классе. Казалось бы, цифры выучены, прямой и обратный счёт освоен, что такое «увеличить» и «уменьшить» знают… Но – «не считается».
Вообще, трудности с математическими заданиями бывают у всех школьников, даже тех, кто показывает себя одаренным. Голова заболела, внимание выключилось, что-то отвлекло… Причин много. Но есть дети, которым действительно «не считается». Никак. А по остальным предметам – хорошие отметки, и память развита… Казалось бы, нет причин быть неуспешным в простой арифметике. Кроме одной, которая затрагивает мозговую деятельность и называется дискалькулия, - нарушение функций мозга, приводящее к неспособности овладеть арифметическими навыками. Это расстройство может наблюдаться само по себе, вне комплекса неврологических или психических нарушений, но, что интересно, может наследоваться, хотя ген, «ответственный» за арифметику, учеными не найден.

По данным ученых, около 7% детей в начальной школе страдают истинной дискалькулией (и тут важно не путать её с простой педагогической запущенностью). Примерно такое же количество детей имеют дислексию, но проблема в том, что дислексиков обычно сразу выявляют и начинают коррекционную работу с ними, а школьники с дискалькулией, как правило, помощи от специалистов не получают. По коррекции дискалькулии разработано очень мало методик, при обучении логопедов и дефектологов теме профилактики и коррекции дискалькулии уделяется явно недостаточное время. А ведь неспроста М.И.Ломоносов говорил: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит».
Как проявляется дискалькулия?

Дети второго года жизни, по наблюдениям ученых, способны, не зная счета и просто охватив взглядом некоторое множество предметов, определить, что из трех конфет, лежащих в коробке и показанных ребенку, одна осталась внутри, - дали только две конфетки, - возможен скандал.

Даже новорожденные, по последним данным, различают множества предметов, - единичные они или их несколько. А вот дети с предпосылками к дискалькулии считают с трудом. Им сложно, взглянув на стол, где лежат три груши, сразу, не пересчитывая, сообщить, какое это количество фруктов. Мозг как бы не воспринимает «смысл» числа, не соотносит то или иное количество предметов с числом, которое это количество обозначает. Семь нарисованных кружочков и цифра «7» рядом не соединяются логической цепочкой. В норме взрослый человек охватывает взглядом до 5 предметов и, не пересчитывая их, может назвать точное число. Некоторые люди развивают этот навык и оперируют большими числами. Человеку с дискалькулией это умение не доступно. И при игре в домино такие дети вынуждены пересчитывать точки на костяшках, чтобы сделать ход.

Более ста лет назад ученые доказали, что при травме мозга, затрагивающей теменные доли, могут утрачиваться арифметические навыки. При исследовании с помощью МРТ коры головного мозга у людей с дискалькулией выяснилось, что участок теменной коры, называющийся «внутритеменная борозда» у них короче, чем обычно.

Если ребенок неуспешен в математике, не ориентируется во времени по часам, плохо играет в игры, где нужно подсчитывать очки, не может самостоятельно совершить покупку в магазине, используя денежные купюры и монеты, не определяет количество слогов или звуков в словах, не понимает понятие «дроби» даже на примере разрезанного яблока, - это повод заподозрить нарушение арифметического навыка. Такого ребенка нужно протестировать у дефектолога, психолога или логопеда. И если выявляется истинная дискалькулия – приступить к её коррекции.

Работа над преодолением этого нарушения сводится вовсе не к тренировкам математических навыков с многократными повторениями, - самое главное в работе – научить ребенка зрительно соотносить число и количество предметов и быстро оценить количество предметов, окинув их взглядом. Помощь в этом могут оказать не только учителя-дефектологи, но и нейропсихологи.

Учитель-логопед МБУДО «ДООспЦ» г. Владимира: Колесникова Татьяна Владимировна
Также по теме: