Акустическая дисграфия
Помимо нарушений устной речи, практикующему логопеду, работающему с детьми школьного возраста, очень часто приходится иметь дело с патологией процессов письма и чтения, - дисграфией и дислексией.
Совершенно естественно, что ни один даже самый одаренный ребенок не может моментально обучиться абсолютно правильно читать и писать. Все дети проходят начальную стадию обучения, на которой имеют большее или меньшее количество ошибок. Но речь сейчас идет не об ошибках, обусловленных недостаточной сформированностью навыка и самоустраняющихся при его совершенствовании.
В случае с учащимися начальной школы правильнее говорить не о расстройствах речи, а скорее о сложности изучения письменного языка. Основным симптомом подобных сложностей являются постоянные специфические ошибки, которые не связаны интеллектом ребенка.
Нарушения чтения и письма могут быть связаны с задержками в созревании некоторых функциональных систем, которые важны для развития механизмов письменного языка.
Классификация дисграфий основана на различных критериях, и о дисграфии, обусловленной несформированностью зрительного восприятия (оптической) я уже рассказывала. В этой статье речь пойдёт о так называемой акустической дисграфии.
Акустическая дисграфия - следствие слабой дифференцированности слухового восприятия. Результатом этого вида дисграфии являются следующие ошибки на письме: смешение акустически похожих звуков и последствия недостаточно скомпенсированной дислалии в предшкольном возрасте. При этом виде дисграфии (расстройствах, вызванных фонематическим нарушением слуха) дети не различают твердые и мягкие согласные (палто (вместо пальто), клушка (вместо клюшка)).
Иными словами, проблема имеет два основных корня: «пишу так, как слышу, а слышу я не очень хорошо» (и получаются на письме трудночитаемые образования типа «папужга» вместо бабушка), либо «пишу так, как привык говорить, хоть и говорю уже по-другому, - верно» (и в диктантах выплывают «середки лыбы» вместо селедок рыб, если ребенок имел ротацизм с ламбдацизмом до школы).
Фонематический анализ является наиболее сложной формой языкового анализа. Если этот вид аналитической работы недостаточно сформирован, в любой письменной работе школьника, особенно в диктантах, когда текст первично приходится воспринимать на слух, будет масса определенных специфических ошибок.
В процессе специальной и постоянной логопедической коррекции фонематический слух у школьников довольно легко приближается к норме. Это позволяет снизить количество ошибок и приблизить письменную речь к норме.
Ещё в добукварном периоде детям с нарушением фонематического восприятия полезны будут игры на узнавание неречевых звуков: «Что ты слышишь за окном?», «Какой кубик гремит громче, а какой тише?»
Буквально на первых же уроках родного языка школьники знакомятся с терминами "звук" и "буква". Затем идёт тема "гласные звуки".
Предлагается такая работа:
- Определение характеристик гласных звуков: а, о, у, ы, и
- По беззвучной артикуляции дети должны угадать звуки, - произнести звук или показать соответствующую букву.
- Хороший результат могут дать задания типа "слушай, помни, повторяй". Речевой материал преподносится в виде нескольких гласных (так называемые "цепочки звуков).
Шаг 1: а - о - у
Шаг 2: ао - уы
Шаг 3: ао - уы - и
«Цепочки» проговаривает логопед, закрывая рот листом бумаги (чтобы не было опоры на артикуляцию). Такое упражнение можно выполнить в ходе каждого занятия на протяжении пяти минут.
Следующий этап - определение позиции данного звука в слове (в начале, в середине, в конце)
Затем изучаются согласные с последующей дифференциацией гласных и согласных. Для дифференциации используются флажки или фишки разных цветов: красные - гласные, синие - согласные (на первом этапе работы целесообразно оперировать только твёрдыми согласными, а затем, при введении термина "мягкий согласный звук" подключаются и зеленые фишки или флажки). Дети быстро усваивают, что красный флаг - гласный звук, синий (зеленый) согласный, - в стандартных букварях обозначения такие же. К анализу предлагаются сначала слоги (ба, мо, сы), затем - простые слова (кот, дом, аист). С усложнением материала включаются и мягкие согласные: фишками можно попросить выложить слова типа "лист", "мята", "лифт".
Полезно включать в работу упражнения, стимулирующие развитие навыка чтения:
- «Буквы разбежались». Какое слово получится из звуков: к, т, о (кот или кто); р, т, о (рот) и т.п.
- Какие слова спрятаны: м*р (мир), д*м (дом).
- Преобразуй слово (нужно заменить первую согласную на другую и назвать новое получившееся слово: точка-почка, грач-врач).
- Дополни слово буквой, чтобы получилось новое слово (Оля – Толя, шар – шарф).
- Найди спрятанное слово (клён – лён, семья – семь).
- Игра «Типография»: из букв данного слова собери как можно больше других слов.
В течение коррекционного курса учащиеся занимаются различными видами письма, и каждый из них играет особую роль в развитии полноценного навыка письма. Это и копирование рукописных и печатных текстов, звуковые диктовки, графические диктовки. Использование этих методов помогает повысить уровень развития речи детей, письменная речь становится более осознанной, более произвольной. Дети будут иметь опыт осознанного анализа языкового материала, потому что задания требуют не только визуального и графического мышления, но и словесно-логического. У детей улучшается фонематическое восприятие и, как следствие, понижается количество специфических ошибок при акустической дисграфии.