Оценка и анализ устной речи ребёнка

Состояния органов артикуляционного аппарата

Губы: нормальные, естественной толщины, толстые, тонкие, узкие, укороченная верхняя губа, подвижные, малоподвижные, парез, расщепление верхней губы: частичная полная односторонняя двухсторонняя послеоперационные рубцы,
загубные уздечки (укорочены, короткая уздечка верхней губы),
движения выполняет верно,
движения не выполняет,
движения выполняет с трудом

Зубы: нормальные, отсутствие, ровные, крупные, расположены вне челюстной дуги, мелкие, редкие, кривые, лишние, недостающие, недоразвитые, неправильной формы, кариозные,
наличие диастем (промежуток между резцами):
медиальная (посередине)
латеральная (сбоку).
сверхкомплектность,
язычный наклон зубов

Проблемы расположения зубов:
расположение отдельных зубов внутри зубной дуги.
расположение верхних зубов внутри зубной дуги обозначается как «нёбное положение»
расположение нижних зубов — «язычный наклон резцов».

Прикус: физиологический, правильный
открытый передний,
открытый боковой односторонний двусторонний.
прямой, глубокий, перекрестный

Изменения прикуса:
Прогнатия (дистальный прикус) — верхний зубной ряд заметно выступает вперед, фронтальные резцы не соприкасаются с нижним зубным рядом.
Прогения (мезиальный прикус)-нижний зубной ряд выступает вперед, фронтальные резцы не соприкасаются с верхним зубным рядом.
Прямой прикус-фронтальные резцы соприкасаются режущими поверхностями, не перекрывая друг друга.
Перекрестный прикус -смещение верхней и нижней челюстей относительно друг друга в горизонтальной плоскости.
Глубокий прикус - верхние фронтальные резцы полностью перекрывают нижние или наоборот.
Открытый прикус - отсутствие смыкания между зубными рядами во фронтальной плоскости (прямой открытый прикус) или сбоку (боковой открытый прикус).

Строение челюсти: норма,
макрогения (чрезмерно большая нижняя челюсть),
прогения (излишнее выдвижение вперед нижней челюсти),
прогнатия (излишнее выдвижение вперед верхней челюсти),

Сужение челюстей: сужение верхней челюсти, сужение нижней челюсти, одностороннее, двустороннее

Микрогнатия — малый размер верхней челюсти по отношению к нижней.
Микрогения — малый размер нижней челюсти по отношению к верхней.

Язык: нормальный, толстый, большой (макроглоссия), маленький (микроглоссия), вялый, напряженный, длинный, короткий, узкий, широкий, мясистый, подвижный, малоподвижный, не выражены части языка, оттянут в глубь рта, географический
движения выполняет:
верно, быстро, с трудом,
медленно, с помощью, не выполняет,
удерживает в нужном положении, с трудом, не удерживает совсем

Маленький язычок: отсутствует, укорочен, расщеплен, свисает неподвижно по средней линии, отклоняется в сторону

Небо твердое: куполообразное, естественной высоты, чрезмерно узкое, высокое, готическое, плоское, низкое,
расщелина твердого неба: полная, частичная, прооперированная,
обтуратор, дооперационная, шрамы
расщелина сквозная: односторонняя, двухсторонняя;
расщелина несквозная: полная неполная
расщелина субмукоозная
расщепление альвеолярного отростка,

Небо мягкое: нормальное, укороченное, раздвоенное, отсутствует, подвижное, вялое, напряженное,
парез: полный, односторонний
рубцы неба и боковых стенок глотки,
послеоперационные щели,
носовые полипы,
аденоиды,
опухоли носовой полости,
искривление носовой перегородки.
срастание мягкого неба: с дужками миндалинами с задней стенкой глотки
увеличение глоточной непарной миндалины

Строение:
без особенностей,
без отклонений в строении,
отклонения в строении, которые могут обусловливать дефекты звукопроизношения.

Состояние и подвижность артикуляционного аппарата

Анатомическое строение без аномалий.
Губы толстые, малоподвижные.
Язык вялый, массивный, объем движений неполный.
Кончик языка малоактивный.
Твердое нёбо — высокое, имеет готическую форму.
Зубы мелкие (крупные, редкие, частые, имеются лишние зубы, зубной ряд нарушен).
Мягкое нёбо подвижное, неподвижное, длинное, короткое, расщелина или послеопе-рационные рубцы.
Прикус - прогения.
Не удерживает позу закрытого рта.

Может достаточное время удерживать артикуляторное положение.
Движения языка замедленные, с затруднениями.
Основные движения языком, губами выполняет.
Наблюдается замена движений, синкенезии.
Переключаемость движений нарушена.
Тонус нормальный, активность движений достаточная.
При артикуляционных упражнениях мышечное напряжение увеличивается.
Повышенная саливация.
Точность выполнения движений сохранна.

Состояние речевой моторики

Движения: наличие, отсутствие
Объем выполняемых движений:
полный - выполнены все движения,
неполный – выполнена часть движений,
нарушен – искажена серия движений или опущены движения

Точность выполнения:
сохранна – все движения (часть) выполнены в данной последовательности,
нарушена – поиски артикуляции или дополнительные движения

Активность: нормальная, заторможенность, расторможенность

Мышечный тонус:
сохранен – движения выполнены с необходимой силой и напряжением
нарушен – движения (часть) выполнены вяло
без достаточного напряжения артик. мышц
нормальное напряжение, пониженный, вялый, повышенный, чрезмерно напряженный

Темп выполнения:
нормальный – одно движение выполняется за другим без пауз,
замедленный – между отдельными движениями наблюдаются паузы в 3-5 сек.,
ускоренный – движения выполняются настолько быстро, что предыдущее движение
еще до конца не выполнено

Мимика: сохранна, амимичность, недостаточная подвижность отдельных мимических мышц (лба, глаз, щек, губ)

Длительность удержания заданного положения:

Наличие синкинезий: нет,
есть - при выполнении упр. появляются дополнительные движения в артикуляционных и мимических мышцах
наличие добавочных, лишних, содружественных движений

Двигательность удержания органов в заданном положении:
Способность к переключению одного движения на другое:

плавное, толчкообразное, переход с лишними движениями

Слюнотечение:
гиперсаливация
Тип смыкания мягкого неба с задней стенкой глотки:
активный, рефлекторный, пассивный, функциональный

Особенности, состояние двигательных функций:
равномерность работы мышц языка,
двигательные функции сохранны,
наличие выраженных парезов, параличей, нарушений тонуса и т.д.
(усиленная саливация в состоянии покоя или при двигательных нагрузках),
(степень выраженности двигательных недостатков при выполнении непроизвольных и произвольных движений).
паретичность,
спастичность,
гиперкинезы,
апраксия,
девиация
замена одного движения другими,
тремор кончика языка при повторных движения и удержания позы
увеличение гиперкинезов
замедление темпа движений при повторных движениях
отклонение кончика языка при высовывании
отклонение маленького язычка в сторону
сглаженность носогубных складок:
замедленность движений глазных яблок, односторонний птоз

Уровни развития:
Низкий - объем артикуляционных движений ограничен (мимика бедна), наличие дефектов в строении артикуляционного аппарата
Ниже среднего - неполный объем артикуляционных движений; неточное выполнение статических артикуляционных упражнений
Средний - статические артикуляционные упражнения выполняет в полном объеме; при выполнении динамических упражнений испытывает затруднения
Достаточный - строение и подвижность органов артикуляции без особенностей

Оценка:
5 баллов - все движения доступны, выполнение точное, объем полный, тонус нормальный, темп хороший, удержание позы свободное, переключаемость не нарушена;

4 балла - все движения доступны, объем полный, тонус нормальный, темп выполнения и переключаемость несколько замедлены, 1-2 движения выполняются со второй попытки;

3 балла — движения выполняет, темп выполнения и переключаемость снижены, объем движения неполный, отмечается длительный поиск позы во многих заданиях, истощаемость, напряженное удерживание позы, требуются повторные показы движений;

2 балла - для выполнения большинства движений требуется подробная поэтапная инструкция, наблюдается быстрая истощаемость, вялость или чрезмерное напряжение языка, тремор (дрожание) кончика языка, сопутствующие движения, гиперсаливация, некоторые движения не удаются;
1 балл - невыполнение, отказ от деятельности.

Состояние звукопроизношения

Оцениваются:
при произнесении изолированных звуков;
при контролируемом произнесении звуков;
в спонтанном общении.

Указываются:
звуки, имеющие дефектное произношение,
характер нарушения: искажения (какие), замены (какие), смешения (какие);
характер проявления недостатков: устойчивый неустойчивый

Уровни развития:
Низкий - нарушено несколько групп звуков
Ниже среднего - недостаточность произношения одной группы звуков, изолированное произношение всех групп, но при речевой нагрузке – общая смазанность речи
Средний - звуки в речи присутствуют, но наблюдаются нарушения дифференциации зв.
Достаточный - звукопроизношение в норме

Дополнительно:
Недостатки произношения. Нарушения произношения звуков.
Дефектное произношение оппозиционных звуков.
Недостатки произношения звонких согласных (оглушение).
Изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи.
Отсутствие (замена, искажение, смешение) звуков.
Полиморфное нарушение звукопроизношения, стертая форма дизартрии.

Состояние общей моторики

Сила движений:
Точность движений:
Объем выполняемых движений:
полный, неполный
Темп выполняемых движений: нормальный, быстрый, медленный
Активность: нормальная, заторможенность, двигательное беспокойство
Координация движений:
нормальная: сформирована статическая координация движений: умеет по заданию и
произвольно фиксировать некоторое время нужную позу,
сформирована динамическая координация движений: движения четкие,
уверенные, целенаправленные, взаимосвязанные в
различных видах моторной активности (в беге, прыжках тд)
сохранна, нарушена, правильная, неправильная, отсутствует, нескоординированность движений, движения выполнены не одновременно, неточно

Чувство равновесия: есть, нет

Переключаемость движений: своевременная, несвоевременная, задержанная, отсутствует, появление сопутствующих движений

Состояние общей моторики:

моторика в норме, моторная напряженность, моторная активность, скованность движений, неловкость, излишне подвижен, суетлив, выраженная зависимость моторики от эмоциональных переживаний, наличие двигательного беспокойства, наличие общей заторможенности движений, неповоротлив, пассивность.

Дополнительно: Движения неловкие, медлительные.
Ограничен объем активных движений.
Отстает в темпе, ритме, переключаемости движений.
Трудности при имитации движений: «как идет солдат, летит птица, как режут хлеб» и т.д.
Мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках.
Трудности при выполнении упражнений на динамическую организацию движений.
Замена движений и синкинезий не наблюдается.

Состояние ручной моторики

Объем выполняемых движений: полный, неполный
Темп выполняемых движений: нормальный, быстрый, медленный
Активность: нормальная, заторможенность, двигательное беспокойство
Координация движений: нормальная, некоординированность

Уровни развития:
Низкий - мелкая моторика ограничена (с трудом выполняет статические пробы, наличие гиперкинезов, тремора)
Ниже среднего - испытывает затруднения при выполнении динамических проб
Средний - точно выполняет статические и динамические пробы, но испытывает затруднения в выполнении ассиметричных движений обеими руками.
Достаточный - мелкая моторика в норме

Дополнительно: Движения рук неточные.
Пробы Хеда выполняет выборочно.
Навыками самообслуживания (застегивание пуговиц, завязывание шарфа и т.д.) не вла-деет.
Недостаточно развита моторика мелких мышц рук.
Произвольная моторика не сформирована.
Ведущая рука — правая.
Предпочитает работать левой рукой.
Все движения выполняет правильно.
Мышечный тонус повышен.
Неправильно держит карандаш.
Моторная неловкость при работе с пластилином.
Испытывает трудности при овладении графическими навыками

Состояние пространственной ориентировки

Уровни развития:
Низкий - не ориентируется на плоскости и в пространстве
Ниже среднего - владеет понятиями верх-низ, испытывает значительные затруднения в понятиях право-лево
Средний - ориентируется в пространстве, но при перенесении действий на плоскость испытывает затруднения
Достаточный - пространственная ориентировка соответствует возрасту

Дополнительно:
Нечеткая координация движений.
Затруднение при определении правой, левой стороны.
Зрительно-пространственные представления сформированы недостаточно.
Неправильное расположение написанного на листе бумаги.
Схема тела не сформирована.
Правильно определяет части тела.
Причинно-следственные связи (отношения) выстраивает только с помощью взрослого.

Состояние дыхательной и голосовой функций

Тип физиологического дыхания: грудное, верхнее-ключичное (поверхностное), диафрагмальное, диафрагмально-грудное, брюшное, смешанное
Речевое дыхание: без особенностей, поверхностное, короткий речевой выдох, непродолжительный выдох, несовпадение вдоха и логических пауз, короткий судорожный вдох, речь на вдохе.
Плавность неречевого и речевого дыхания:
Продолжительность речевого выдоха: соответствует возрасту, укороченный выдох
Сила голоса: нормальный, слишком громкий, чрезмерно тихий, затухающий к концу фразы
Высота голоса: нормальный (грудной), высокий, низкий, фальцетный, тусклый, маломодулированный,
Тембр: нормальный, хриплый, сиплый, резкий, с носовым оттенком: гнусавый
грубый, глухой, гортанно-резкий, «металлический», писклявый
Модуляция голоса: наличие монотонности, отсутствие монотонности

Состояние просодики

Выразительность речи: нормальная, маловыразительная, монотонная
Дикция: отчетливая, смазанная, невнятная
Темп речи: нормальный, ускоренный, замедленный
Ритм речи: нормальный, дисритмия, аритмия (слова во фразе произносятся с разным ритмом, то быстро, то медленно)

Паузация:
правильность расстановки пауз в речевом потоке,
неправильная расстановка пауз в речевом потоке

Интонирование:
способность употребления основных видов интонации

Употребление основных видов интонации:
повествовательная, вопросительная, побудительная

Употребление ударений:
словесного, логического

Характеристика интонационной стороны речи:
речь выразительная
речь невыразительная;
интонационно оформленная,
монотонная, затруднения в использовании вопросительной интонации,
затруднения в выделении логического ударения, паузации.

Темпо-ритмическая сторона речи:
без особенностей, темп ускорен, замедлен, скандированная;
наличие слов с неправильно интонационно выделяемым ударным слогом;
наличие продолжительных пауз хезитации.


заказ курсовой работы

Проявления заикания

Не заикается.
Иногда повторяет первый слог в словах, сложных по структуре или семантике.
Наличие судорог (дыхательных, голосовых, артикуляционных).

Обследование импрессивной стороны речи

Понимание речи (смысловое восприятие речи):
нарушения в понимании звуков, слов (номинантной функции слова), словосочетаний,
нарушения в понимании логико-грамматических форм:
нарушения в понимании форм ед. и мн. числа сущ., глаголов, прилаг.,
нарушения понимания форм муж. и жен., сред. рода глаголов, сущ., прилаг.,
нарушения в понимании значения предлогов,
правильно различает формы ед. и мн. числа сущ., глаголов, прилаг.,
правильно различает формы муж. и жен., сред. рода глаголов, сущ., прилаг.,
правильно различает значения предлогов,
нарушения в восприятии содержания текста

Дополнительно:
Речь окружающих понимает в пределах уровня развития интеллекта.
Понимание речи затруднено. Выполняет задания по словесной инструкции.
Нуждается в неоднократном повторении задания.
С опозданием реагирует на обращение взрослого.
Вербальные задания выполняет выборочно, с неточностями.
Понимание речи связано с незнанием русского языка.

Состояние фонематических функций

Состояние фонематического восприятия:
сформировано,
не сформировано: (указать, какие звуки, по каким признакам смешиваются),
характер смешения: устойчивый неустойчивый

Уровни развития:
Низкий - не слышит данный звук в любой позиции
Ниже среднего - не дифференцирует оппозиционные звуки какой-либо группы
Средний - с заданием справляется, но допускает несколько ошибок
Достаточный - фонематические процессы в норме

Дополнительно:
Фонематический слух недостаточно сформирован.
Фонематический синтез сформирован, правильно образует слова из последовательно названных звуков.
Фонематические представления сформированы, правильно придумывает слова на заданные звуки, отбирает картинки.
Затрудняется придумать слово на заданный звук.
Слабо дифференцирует оппозиционные фонемы.
Неправильно дифференцирует слова: бочка — почка, малина — Марина.
Фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез в основном сформированы.
Значительные трудности при выполнении более сложных форм фонематического анализа.

Состояние слоговой структуры слова

Слова каких слоговых структур ребенок освоил: односложные, двусложные и т.д.
если не освоил, указывается тип слоговой структуры:
многосложные,
со стеченьями согласных,
малознакомые,
количество слогов и из каких слогов состоит,
(например трехсложные со стечением согласных на границе слогов);

Нарушения слоговой структуры:

Нарушения количества слогов:
сокращение числа слогов (элизии),
не полностью воспроизводит число слогов слова,
замена многосложных слова односложными,
опускание словообразующей гласной,
увеличение числа слогов (итерации)

Нарушения последовательности в слове:
перестановка слогов в слове,
перестановка звуков соседних слогов

Искажения структуры отдельного слога:
сокращение стечения согласных,
вставка согласных в слог

Виды искажения слогового состава слова:
антиципации – уподобления одного слога другому
персеверации – инертное застревание на одном слоге в слове
контаминации – соединение частей двух слов

Особенности воспроизведения слоговой структуры:

1 уровень:
ограниченная способность воспроизведения слоговой структуры слова. В самостоятельной речи детей преобладают одно-и двусложные образования, а в отраженной речи явно заметна тенденция к сокращению повторяемого слова до одно-двух слогов (кубики - ку),

2 уровень:
может воспроизвести контур слова любой слоговой структуры, но звуковой состав является диффузным. Наибольшие затруднения вызывает произношение односложных и двусложных слов со стечением согласных в слове. Здесь часто наблюдается выпадение одного из рядом согласных, а иногда и нескольких звуков (звезда – «визьга»). В ряде случаев происходит укорачивание многосложных структур (милиционер – «Аней»).

3 уровень:
полная слоговая структура слов. Лишь в качестве остаточного явления отмечается перестановка звуков, слогов (колбаса – «кобалса»). Нарушение слоговой структуры встречается значительно реже, главным образом при воспроизведениеи незнакомых слов.

Дополнительно:
упрощение слогов (при стечение согласных опускается один из согласных звуков)
пропуск слогов,
уподобление слогов,
перестановка слогов и звуков внутри слога и слова,
добавление числа слогов,
преобразует стечения согласных в дополнительный слог;
очень нечетко, почти неразборчиво воспроизводит контур слова;
при повторном произнесении воспроизводит слово хуже или
лучше с опорой/без опоры на образец.

Не удерживает полную слоговую структуру многосложных слов, особенно со стечением согласных.
Количество слогов в многосложных словах определяет неправильно.
Переставляет слоги местами.
Слова сложного звукового состава воспроизводит правильно.

Состояние словарного запаса

Точность понимания слов:

Словарный запас (объем словаря, соответствие словаря возрасту):
объем соответствует возрастной норме,
ниже возрастной нормы,
ограничен лепетными словами,
ограничен бытовой лексикой

Представленность в словарном запасе различных морфологических категорий:
существительных, глаголов, прилагательных, наречий
преимущественно представлена конкретная бытовая лексика,
преимущественно использует глагольную лексику,
незначительный объем прилагательных, наречий и др.

Соотношение активного и пассивного словаря:
трудности актуализации словаря— с трудом подбирает слова,
смешивает слова, близкие по звуковому составу,
заменяет по ситуативному сходству, по другому принципу (какому?)

Особенности семантического наполнения:
использование слова в ситуативно-связанном значении,
использование слова в расширенном значении

Уровень сформированности обобщающей функции слова:
наличие бытовых обобщающих понятий,
использование слова в переносном значении,
использование многозначных слов,
усвоение терминологической лексики в соответствии с программой.

Уровни развития:
Низкий - Активный словарь ограничен бытовым уровнем
Ниже среднего - владеет простыми обобщающими понятиями, в речи в основном использует существительные и глаголы
Средний - использует все части речи; использует простые предлоги, в употреблении сложных допускает ошибки; пользуется антонимами; при подборе синонимов испытывает затруднения
Достаточный - активный словарь близок к возрастной норме

Состояние лексико - грамматического строя

Тип предложения: отсутствует, назывное, простое нераспространенное, простое распространенное, сложносочиненное, сложноподчиненное, с однородными членами, осложненное причастными и деепричастными оборотами, используются разнообразные виды предложения адекватно замыслу

Развернутость предложения (длина в среднем);
Степень выраженности аграмматизма: отсутствие грамматических форм, начатки грамматического оформления, использование отдельных грамматических форм (каких?), грубый аграмматизм, негрубый аграмматизм, отдельные аграмматизмы (какие?), гипергенерализация, неустойчивые ошибки

Характер аграмматизма:
ошибки при изменении окончаний сущ. по числам и падежам,
ошибки в употреблении простых предлогов: пропуски, замены,
ошибки при употреблении в речи более сложных предлогов,
ошибки при употреблении приставок глаголов,
ошибки при согласовании числи. с сущ.,
искажение числовых окончаний имен прилаг.,
нарушение структуры предложения: пропуск членов и неправильный порядок слов,
ошибки при согласовании прилаг. с сущ. в роде и числе
искажение суффиксов имен прилаг.,
отсутствие грамматических средств,
смешение моделей,
нарушение порядка слов в предложении,

Особенности лексики:
незнание или неточное употребление общеупотребительных слов, обозначающих зрительно сходные предметы, части предметов, части тела,
замены семантически близких слов,
замена словообразовательными неологизмами,
замена однокоренными словами и словами, сходными по артикуляции,
большая степень немотивированности ассоциаций,
редко употребляющие слова заменяются другими,
ошибочно используются слова обобщающего значения,
вербальные парафазии,
несформированность семантических полей,
трудности актуализации словаря,

недостаточность выделения дифференцированных признаков значений слов,
испытывает трудности в подборе слов-антонимов, эпитетам к предметам,
испытывает трудности в употреблении обобщающих понятий,
не может употреблять обобщаюшие слова трудности в словообразовании, (н-р: в образовании детенышей животных),

наибольшие трудности вызывают согласование имени сущ. ср. рода с числ. пять,
трудность в употреблении сложных предлогов: опускание, замена, недоговаривание,
допускает значительное количество ошибок на изменение сущ. по числам,
затруднения на согласование прилаг. с сущ. в роде и числе,
не может самостоятельно выполнить задания на словообразование,
название действий заменяет словами, близкими по ситуации и внешним признакам,
название предмета заменяется названием действия, характеризующего его назначение,
наблюдается замена названий профессий названием действий,

замена видовых понятий родовыми и наоборот,
из ряда предложенных действий не понимает и не может показать, как штопать,
переливать, распарывать,
не знает оттенков цветов,
плохо различает форму предметов,
в словаре мало обобщающих понятий,
редко использует антонимы, практически отсутствуют синонимы,
затруднения в образовании сущ. с помощью уменьш.-ласкат. суффиксов прилаг. («мехная шапка»),

много ошибок допускает при употреблении приставочных глаголов,
правильно называет и обобщает картинки по группам,
сформированы понятия, процессы, классификации.

Уровни развития:
Низкий - речь резко аграмматична
Ниже среднего - допускает большое количество ошибок при словоизменении и словообразовании
Средний - допускает незначительное количество ошибок при словообразовании и словоизменении
Достаточный -грамматический строй близок к возрастной норме

Нарушения формирования гр. строя речи:
Неправильные формы сочетания слов в предложении:
неправильное употребление родовых, числовых, падежных окончаний сущ., мест, прил.
неправильное употребление падежных и родовых окончаний колич. числ.,
неправильное согласование глагола с сущ. и местоим.,
неправильное употребление родовых и числовых окончаний глаг. в прош. времени,
неправильное употребление предложно-падежных конструкций

Состояние связной речи

Самостоятельность выполнения задания: составил самостоятельно, требовалась стимуляции (в виде поощрения, наводящие вопросы,д ругая), составил по вопросам, не смог составить
Степень развернутости (примерное количество предложений);
Тематичность: рассказ соответствует избранной или предложенной теме,
тема раскрыта полностью,
наличие неоправданных отступлений от темы,
тема раскрыта не полностью

Связность, смысловая целостность:
в рассказе все предложения связаны между собой,
используются разнообразные средства связи — союзы, местоимения, синонимы,
лексические повторы и др.,
в рассказе имеются «провалы»,
отсутствуют связи между предложениями,
однообразная связь между предложениями — присоединительные союзы и, и вот, потом,
искажения смысла,
рассказ не закончен, сокращения

Последовательность и логичность
рассказ имеет четкую внутреннюю структуру,
соблюдается временная и логическая последовательность,
части рассказа или предложения расположены не по порядку,
рассказывает по теме, но все время «скачет»,
рассказ состоит из отдельных предложений, не связанных между собой

Вид задания:
составление связного рассказа по серии картинок,
по картинке,
с опорой на реальный предмет или ситуацию,
по плану,
по опорным словам,
по впечатлению,
на заданную тему,
по жанру: повествование, описание

Уровни развития:
Низкий - фразовая речь резко аграмматична

Ниже среднего -испытывает значительные затруднения при составлении рассказа-описания, пользуется вопросно-ответной формой

Средний - при составлении рассказа использует не более 2-3 предложений; не пользуется планом при составлении рассказа; при описании использует не более двух признаков

Достаточный - умеет построить рассказ, пользуясь простыми распространенными предложениями и предложениями сложной синтаксической конструкции

Пересказ текста повествовательного характера

Оценка:
5 баллов - выделяет действующих лиц, понимает факты, события, описанные в тексте, мотивирует адекватную оценку поступкам персонажей;

4 балла - выделяет действующих лиц, понимает факты, события, описанные в тексте, при формулировании главной мысли и оценке поступков персонажей требуется небольшая помощь в виде уточняющих вопросов;

3 балла - действующих лиц выделяет с помощью уточняющих вопросов, фактическое содержание понимает, главная мысль понята недостаточно глубоко и точно, оценка поступков героев формулируется с помощью в виде уточняющих вопросов, иногда с контекстной под-сказкой;

2 балла - действующих лиц выделяет с помощью в виде подсказки, фактическое содержание понимает, отмечаются искажения смысла, оценка поступкам героев даётся с помощью вопросов, подсказок;

1 балл - неадекватные ответы, отказ от деятельности.

Пересказ текста ребенком (текст пересказа логопед записывает в карту).

Оценка:
5 баллов - пересказ составлен самостоятельно, структура текста, последовательность событий не нарушены, соблюдаются грамматические нормы, используются разнообразные лексические средства, передается основная мысль текста;

4 балла - пересказ составлен с некоторой помощью в виде уточняющих вопросов (или побуждающих), отмечаются незначительные трудности в реализации замысла, недостаточная развернутость высказывания; грамматические нормы соблюдены, основная мысль передается;

3 балла - при пересказе требуется помощь в виде наводящих вопросов, подсказок, отмечаются пропуски частей текста без искажения смысла, может нарушаться последо-вательность событий, отмечаются трудности в построении высказываний, многочисленные паузы, повторы фраз, словарный запас ограничен, лексика авторского текста используется неполностью, преобладают простые распространенные предложения, отмечается аграмматизм;

2 балла - пересказ составлен по вопросам, ответы односложные, связное высказывание затруднено, словарный запас небольшой, в основном, существительные и глаголы, отмечается ошибочное употребление слов, сужение или расширение значения слов, преобладают простые предложения, иногда простые распространенные, отмечается аграмматизм (нарушение порядка слов в предложении, отсутствие или неправильное употребление предлогов, ошибки в словоизменении существительных по падежам, в согласовании существительных с прилагательными), соскальзывание на побочные темы;

1 балл - отказ от выполнения задания, неадекватные ответы.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

Оценка:

5 баллов - ребенок рассматривает картинки внимательно, с интересом, серию раскладывает самостоятельно, без ошибок, рассказ составлен самостоятельно, соответствует изображенной ситуации, сохранены все смысловые звенья, соблюдена последовательность, определены временные и причинно-следственные связи между событиями, используются разнообразные лексические средства, соблюдены грамматические нормы языка;

4 балла - картинки рассматривает внимательно, серию раскладывает самостоятельно, ошибки замечает и исправляет их без помощи взрослого, рассказ составлен в основном са-мостоятельно, соответствует изображенной ситуации, основные смысловые звенья сохранены, последовательность не нарушена, временные и причинно-следственные связи определены, отмечается нерезко выраженные нарушения связности повествования (иногда непродолжительные паузы или заминки), недостаточная развернутость высказываний, лекси-ческий запас хороший, в грамматическом оформлении допускает ошибки, но замечает и исправляет их самостоятельно, иногда - с помощью уточняющего вопроса;

3 балла - серию раскладывает с ошибками, при исправлении ошибок требуется помощь в виде уточняющих вопросов, иногда прямых указаний, контекстных подсказок; рассказ в основном соответствует изображенной ситуации, отдельные звенья пропущены, при составлении рассказа
требуется помощь в виде вопросов, указаний на картинку, деталь; связность повествования нарушена, отмечаются продолжительные паузы, лексический запас бедный, отмечаются замены слов, расширение и сужение значения, проявляется аграмматизм;

2 балла - при раскладывании серии действует импульсивно, допускает ошибки, при исправлении ошибок нуждается в помощи (чаще всего в виде прямых указаний на ошибку и демонстрации правильного расположения), рассказ частично соответствует изображенной ситуации, не вскрыты временные и причинно-следственные связи между событиями, пропущены смысловые звенья, имеются искажения смысла, рассказ представляет собой перечисление предметов, изображенных на картинках, помощь в виде вопросов использует, но отвечает односложно, словарный запас ограничен, отмечается аграмматизм;

1 балл - отказ от выполнения задания, неадекватные ответы.

Также по теме: