Работа по формированию правильного произношения, артикуляционная гимнастика

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, перед общей утренней зарядкой, предлагая детям не более двух-трех упражнений, которые выполняются подгруппами по 4 — 6 человек. Воспитатель школы должен следить за качеством выполняемых ребенком движений (точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому), в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. В течение года педагог проводит во всех группах основные комплексы артикуляционной гимнастики для свиcтящих, шипящих, звуков л и р. К проведению артикуляционной гимнастики предъявляются требования, различные для каждой возрастной группы.
Работа над каждым комплексом звуков кончается вызыванием произношения этой группы звуков по подражанию, при этом можно, используя игровые приемы, обратить внимание детей на положение языка, губ. Можно указать ребенку (после четырех лет), что надо сделать, чтобы звук получился правильным.
Не всегда воспитатели при проведении упражнений для развития артикуляционного аппарата обращают внимание на качество выполняемых движений. Основная задача — научить правильно выполнять все упражнения, но и обращать внимание на точность, плавность движений при выполнении упражнений, на умение удерживать в определенном положении губы, язык.