Формирование пространственных представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи

Пояснительная записка

Тема: «Формирование пространственных представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи»

1- слайд. Здравствуйте уважаемые коллеги! Я, Шитова Светлана Владимировна представляю свой опыт работы на тему «Формирование пространственных представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи».

2- слайд. Специфика моей работы заключается в устранении тяжелого нарушения речи. В 2013 году в логопедическую группу, в которой я работаю, были зачислены дети в возрасте 4-х – 5-и лет с общим недоразвитием (I-го и II-го уровня). В момент первичного обследования били, выявлены сочетанные нарушения общего недоразвития речи и формирования пространственного восприятия. У детей наблюдались трудности в ориентировке схемы собственного тела. Многие не могли не только назвать, но и показать части лица и тела. Большинство из них путались в поиске предметов, которые находились впереди и сзади, вверху и внизу. Практически у всех детей были нарушение восприятия целостного образа предмета – они затруднялись сложить разрезную картинку, выложить из счетных палочек предмет по заданному образцу, собрать в правильной последовательности пирамидку. У некоторых даже наблюдались грубые нарушения зрительного восприятия – бегающий поверхностный взгляд. Данный тип движения глаз по физиологическим показаниям проявляется только в возрасте 3 месяцев от рождения. Нарушение подвижности глаз играет огромную роль в восприятии целостного образа его направления (сверху – вниз, слева на право), оно в дальнейшем формируется в патологию зеркального отображения букв, пропусков букв, чтения справа налево и т.д. Дети также испытывали трудности в понимании простых предлогов, а понимание и употребление предлогов формируют связную речь. Следовательно, передо мной возникла данная проблема – нарушение пространственного восприятия у детей с тяжелыми нарушениями речи, формирование которой может осуществляться только с помощью специально организованного обучения.

3 - й слайд. Для того, чтобы реализовать поставленную цель определила для себя задачи, которые помогли бы сформировать пространственные представления и практические ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

4-й слайд. Коррекционную работу веду по программе Н. В. Нищевой, а также использую методические разработки авторов А.В. Семенович и Т.Т. Мусейибитовой.
Использование современного взгляда на проблему развития современного ребенка дает возможность найти новый подход к реализации поставленных задач.

5-й слайд. В своей работе использую различные виды деятельности.
Наиболее результативными являются индивидуальная и совместная игровая деятельность. Хотелось бы отметить, что эти виды деятельности наиболее результативны, поскольку происходит непосредственный контакт педагога с ребенком, во время которого ребенок имеет возможность усваивать материал в его индивидуальном темпе, то способствует развитию чувства самоуверенности и его успешности.

6-й слайд. Из разнообразных методов и приемов, применяемых детских дошкольных учреждениях на 1-ом и 2-ом этапах я отдаю предпочтение практическим и игровым методам и приемам. Практические приемы позволяют ребенку прочувствовать состояние своего тела. Осознать и усвоить понятия верх - низ, что его части тела находятся симметрично друг другу слева и справа.
Игровые приемы увлекают и позволяют ребенку в интересной для него форме обыграть действие, а также закрепить полученные знания.
На третьем этапе предпочтение отдаю наглядным и словесным методам, которые стимулируют детей к активной речевой деятельности.

7-й слайд. В своей работе по данному направлению использую принципы, позволявшие в полном объеме сформировать пространственное восприятие ребенка.

8-й слайд. Вся работа проводится в три этапа. Для этого мною был составлен план, систематизированы упражнения, дидактические игры, подобран наглядный материал по принципу: организованная образовательная деятельность.

9-й слайд. Работа по формированию пространственного восприятия должна начинаться с маркировки левой руки, т. к. это является для ребенка в нужный момент подсказкой. Маркировка необходима до тех пор, пока у ребенка не выработается до автоматизма понятия лево – право.
Дыхательные упражнения вырабатывают умение правильно дышать, а так же происходит массаж внутренних органов.

10-й слайд. Глазодвигательные упражнения способствуют укреплению глазных мышц и плавному движению взгляда.

11-й слайд. Так как у детей с общим недоразвитием речи часто наблюдаются внутренние зажимы (гипертонус), или вялость мышц (гипотонус), эти упражнения позволяют стабилизировать мышечное напряжение в теле.

12-й слайд. На втором этапе дети не только осваивают части своего тела, они так же начинают понимать, что каждая часть может быть единственной или иметь противоположную пару, что для детей тоже является открытием.

13-й слайд. Эти упражнения готовят детей к пониманию плоскости. Ребенок взаимодействуя со своим телом усваивает, что его голова находится вверху, а ноги внизу и располагаются они по-разному, в зависимости от того в каком, положении находится его тело стоя или лежа.

14-й слайд. Дети должны освоить не только параллельные части тела но и перекрестные, это им в дальнейшем даем понимание, что пишут правой рукой слева направо, при чтении текст начинаете в верхнем левом углу и т.д.

15-й слайд. Ползание, важный этап жизни ребенка, т.к. это является начальным этапом для совместной работы обоих полушарий мозга. Многие современные дети либо его совсем пропускают, либо он длится очень короткий период. Подвижные игры способствуют вниманию и быстрому реагированию на внешние сигналы, а так же ориентировке в пространстве саморегуляции поведения.

16-й слайд. Упражнения на координацию движений способствуют синхронной работе различных частей тела, которые у детей с общим недоразвитием речи не сформированы, либо плохо сформированы. Первые два этапа у детей полностью формируют понятия о положении тела в пространстве. Это дает возможность ребенку осознать взаимодействие предметов сначала по отношению к своему телу, затем пространственное расположение самих предметов, знакомство с предлогами и понимание предложно падежных конструкций.

17-й слайд. На третьем этапе в играх дети взаимодействуя с предметами и друг с другом активно пользуются связной речью, в которой присутствуют различные лексико-грамматические формы речи.

18- слайд. Использование схем и правильно подобранного наглядного материала дает возможность соотносить плоскостное изображение со схемой, пользоваться в речи пространственным словарем.

19-й слайд. В играх с предметами дети знакомятся с понятиями приближение – удаление, выше – ниже т.е. пониманию логико-грамматических конструкций.

20-й слайд. Используя различные методические рекомендации, а так же работы авторов И. И. Моргачевой, Е. А. Стребелевой, С. Д. Забрамной, И.А. Филатовой позволили мне разработать углубленную диагностику обследования пространственных представлений. Данная диагностика дает возможность понять ее степень развития. Для отслеживания динамики развития пространственного восприятия провожу два раза в год диагностику с занесением ее результатов в таблицу.

Вывод. Сравнение результатов начальной и конечной диагностик показали, что поставленные мною задачи выполнены в полном объеме, и показали хорошие результаты.
Таким образом, мой опыт работы дает педагогам возможность сформировать пространственные представления у любой категории детей в детских дошкольных учреждениях.
Спасибо за внимание!

Также по теме: