Множественные проблемы у девочки 10 лет

В числе подобранных модераторов форума, уже есть команда профессиональных школьных логопедов и психологов. Здесь вы можете задавать вопросы, Вы быстро получите ответ.
Маргарита
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 03 мар 2013, 10:11

Множественные проблемы у девочки 10 лет

Сообщение Маргарита » 04 мар 2013, 00:07

Здравствуйте!
У меня есть племянница, ей 10 лет. С самого ее детства я замечала, что с речью у нее не вполне благополучно (в 4 года она еще очень плохо, непонятно говорила, а позднее стало проявляться выраженное искажение некоторых звуков). Сейчас она ученица 4го класса, у нее проблемы с успеваемостью, и мне кажется, это не в последнюю очередь связано с ее сложностями в речи:
1. Когда она читает, то глаз её как бы "выхватывает" 1ю часть слова, а потом она будто предвосхищает, угадывает продолжение и часто вследствие этого получаются нелепицы: "он летал, служил в авиаКАции". То же при прочтении целого предложения: вместо "и тут с громким рычанием выскочил огромный лев" она читает "и тут с ОГРОМНЫМ рачанием выскочил огромный лев". При этом ухом "сама себя не слышит", не ощущает, что произнесла околесицу или несуществующее слово и не может понять этого, даже после указания со стороны.
2. При переписывании текста с книги делает это как бы перерисовыванием, т.е. не осмысленно слова, связанные в конкретное высказывание, воспроизводит, а будто просто фиксирует на письме их графические образы с тем же успехом, если бы это были не буквы русского алфавита, а китайские иероглифы. Поэтому при попытке прочесть написанное собственной рукой у нее выходит еще большая околесица, нежели в примерах из пункта 1: просто набор бессвязный "угадываемых" слов, среди которых и несуществующие (этакие неологизмы, типа "это воспользованная услуга" вместо "востребованная".)
3. В устной речи употребляет слова без учета их смысла, как бы "не к месту": "там были яблоки, груши и тому прочие фрукты", "к Юлиной маме ходит надзиратель, когда ей малыша надо оставить с кем-то и уйти" (речь о няне).
4. В звукопрозношении тоже много погрешностей: вместо "как раз" произносит "каТ раз", вместо "для" - "дря" или вообще "гря". При чтении, если "р" в конце слова после согласной, произносит его как "в": "он выступал в роли арбитва (вместо арбитра)". То же с твёрдым "л" - заменяет на "в" (на ночном небе светила Вуна).
И теперь вопрос: можно ли как-то помочь девочке? В нашем городе большинство логопедов, слыша о возрасте 10 лет, сильно изумляются и поясняют, что с таким возрастом не работают.
Мы, конечно, продолжаем искать.
Мама девочки, правда, считает, что у ее дочери нет проблем, поэтому особо не беспокоится по этому поводу.
Можно ли оказать девочке помощь своими силами? Возможно, есть какие-либо сборники упражнений или что-то в этом роде?
И последнее - следует ли подключить к решению проблемы невролога или это преждевременно?
Буду очень признательна за ответ - хоть это и не мой ребенок, я хотела бы оказать ей посильную помощь.

Medvedeva_ov
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 20 ноя 2012, 11:41

Re: Множественные проблемы у девочки 10 лет

Сообщение Medvedeva_ov » 04 мар 2013, 13:18

Маргарита, здравствуйте!

Сложно составит полную картину, исходя только из Ваших слов. В идеале, конечно, ребенка нужно показать логопеду и провести полноценную диагностику устной и письменной речи. Тем не менее попробую обрисовать Вашу проблему так, как поняла ее я.
Скажите, пожалуйста, а есть ли специфические ошибки на письме (замены, перестановки, пропуски букв, слогов)? Как ребенку даются диктанты? В устной речи ребенок всегда заменяет звуки? Умеет ли он произносить их нормативно?
Если специфические ошибки есть при чтении, как Вы написали, смею предположить, что они так же встречаются на письме. Вероятно, что у ребенка присутствуют дисграфия (специфические нарушения письма) и дислексия (специфические нарушения чтения). В Вашем случае они могут быть связаны с нарушением фонематического слуха также несформированностью языкового анализа и синтеза. Подобные нарушения требуют серьезной регулярной работы. Особенно, если учесть, что ребенку уже 10 лет. Без специальной подготовки коррекционную работу по подобным нарушениям организовать крайне сложно. Что касается звукопроизношения, то естественно, ребенок к этому возрасту должен нормативно произносить все звуки речи. Искажение или замены звуков в устной речи могут повлечь за собой подобные замены и в письменной речи. Кроме того, если описанные Вами замены присутствую в устной речи, могу предположить, что и на письме они имеют место быть.
Если я правильно поняла Вашу проблему, то ребенку необходима логопедическая помощь по следующим направлениям: коррекция звукопроизношения (постановка искажаемых звуков), развитие фонематического слуха и умение дифференцировать смешиваемые звуки, коррекция письменной речи.
Если Вы хотите попробовать помочь ребенку самостоятельно, то я бы посоветовала обратить внимание на материалы по коррекции письменной речи Е.В. Мазановой (коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, а также акустической дисграфии). Пособия включают в себя рабочие тетради для детей, а так же методическую часть – конспекты для логопедов. Кроме того, обратите внимание на книгу Л.Н. Ефименковой «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». Там есть практический материал для занятий. Кроме того, я бы Вам посоветовала вернуться к послоговому чтению и письму. То есть читать медленно, по слогам. Писать аналогичным образом, обязательно проговаривая вслух. Необходимо приучить ребенка к осмысленному чтению, после прочтения разговаривать с ребенком о содержании прочитанного.
Хотя, повторюсь, лучше, чтобы подобной проблемой занимался профессионал.
Удачи Вам!

Маргарита
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 03 мар 2013, 10:11

Re: Множественные проблемы у девочки 10 лет

Сообщение Маргарита » 04 мар 2013, 19:38

Большое спасибо за подробный, информативный и ответ и рекомендации! Если не удастся организовать работу с профессиональным логопедом, обращусь к упомянутым Вами пособиям.
Могли бы Вы ще прокомментировать что-либо относительно возможных причин такого положения дел у моей племянницы?
Это все же связано с какими-то неврологическими проблемами (так, например, говорит одна моя знакомая, школьный психолог в недавнем прошлом) либо это последствия обычного (увы!) нынче дефицита внимания семьи к развитию ребенка? Либо что-то третье?

Маргарита
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 03 мар 2013, 10:11

Re: Множественные проблемы у девочки 10 лет

Сообщение Маргарита » 04 мар 2013, 19:50

Medvedeva_ov писал(а):Скажите, пожалуйста, а есть ли специфические ошибки на письме (замены, перестановки, пропуски букв, слогов)? Как ребенку даются диктанты? В устной речи ребенок всегда заменяет звуки? Умеет ли он произносить их нормативно?
Да, на письме тоже есть ошибки такого рода. Даже если ей дикутуют текст почти побуквенно.
В устной речи уже упоминавшиеся мною "каТраз" и "дря" стали неотъемлемой частью ее речи. На неправильном произношении "ловлю" ее только я (дома, имеется в виду, т.к. в школе, как в общей, так и в музыкальной, напротив, много жалоб на невнятность и искаженность ее речи). Я в таких случаях пытаюсь просить ее произнести иначе, правильно - она старается, получается обычно раза с 4-5го, а потом тут же через минуту всё забывается и снова произносится привычным способом.

Светлана
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 18 ноя 2012, 22:12

Re: Множественные проблемы у девочки 10 лет

Сообщение Светлана » 04 мар 2013, 22:01

Здравствуйте. Анализируя вышеизложенное, можно сказать:
1. Проблема сложная и комплексная. Сложная потому, что у ребенка сформировалось аграматичное понимание норм русского языка, нарушенное восприятие окружающего мира, искаженное звукопроизношение и (скорее всего) есть какой-то психологический комплекс. Все это в комплексе с педзапущенностью (насколько я поняла тревогу до 10 лет никто не бил: ни родители, ни учителя школ.Очень странно!)
2. Осложнена ситуация тем, что ребенок заканчивает 4 класс, кл.рук естественно ее выпустит, не заботясь что с ней будет в 5 классе! А будут большие проблемы: дисорфография, сплошные "2" по рус.языку + тяжелая адаптация в классе (наверняка класс будет сборный, проблемы общения со сверстниками, обзывания, насмешки ...)
3. Занятия по имеющимся тетрадям Мазановой-очень хорошо. Но (по-моему) девочке нужна помощь специалиста. На коррекцию письменной и устной речи может наложиться проблема "неуверенности". Объясню: Подростки в 5 кл принимают логопедическую помощь охотно, для них это как-бы игра, продолжение детства. Но они сталкиваются с той проблемой, что успехи в коррекции звукопроизношения не такие как в 1-2 классе (сформировавшиеся годами неправильные артикуляционные уклады тяжело коррегируются, появляются стеснения, а затем неуверенность в себе и подросток замыкается, он пропускает занятия, а затем и вовсе перестает на них ходить.Родителям как правило все это надоедает(так как чем старше ребенок, тем тяжелее для специалиста и дольше для "пациента"), они привыкли к плохим оценкам по русскому и КАК говорит их чадо, а если есть еще НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ!!!! то...)
4. ЕСЛИ НЕТ ХОРОШЕГО ПОСЫЛА, так называемого ТЯГАЧА и ТОЛКАТЕЛЯ В ВИДЕ СЕМЬИ- то беда.
с ТАКИМ РЕБЕНКОМ НУЖНО ПРОЙТИ ВСЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКУЮ КОРРЕКЦИЮ ТЕСНО РЯДОМ С НИМ. Это затрата денег и эмоц.сил У ВСЕХ!
Если этого нет: Я бы посоветовала сходить на комиссию в районный ПМПК без направления, по собственному желанию, примут, отказать не имеют права. Послушать специалистов, что скажут. Возможно на базе ПМПК есть группы для занятий с дисграфиками, но лучше всего найти ГРАМОТНОГО специалиста и вооружиться терпением!!!
УДАЧИ!!!

Маргарита
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 03 мар 2013, 10:11

Re: Множественные проблемы у девочки 10 лет

Сообщение Маргарита » 05 мар 2013, 00:13

Светлана, благодарю за ответ!
Относительно пед.запущенности - не могу отрицать. Когда девочка готовилась к поступлению в 1й класс (в гимназию, кстати) школьный психолог её "не пропустил".
Но мама девочки, моя золовка, была крайне этим фактом возмущена, списала это на некомпетентность психолога, попросила меня помочь найти "независимого эксперта" для проведения психодиагностики готовности к школе. У меня не было мотивов отказать, и я привела племянницу своей подруге, школьному психологу. Которая провела обследование и пришла ровно к тем же выводам, что и психолог гимназии. Маме всё это было подробно разъеснено, тогда же впервые прозвучало и слово "педзапущенность". Но моя золовка отмахнулась от этого, "записала" всех психологов мира в "психи", включая меня :D , и, использовав, материальный, так скажем, ресурс, устроила девочку все-таки в гимназию.
Проблемы с успеваемостью начались с первых недель (к слову, это усугублено "оригинальной" манерой помощи родных в выполнении домашних заданий девочке - они просто с 1го класса делают всё ЗА НЕЕ, лишь бы не было плохих отметок). Упомянутые Вами проблемы во взаимоотношениях с коллективом одноклассников (да и педагогов) начались тоже почти с 1го класса - и насмешки, и издевательства со стороны детей и неприязнь со стороны учителей, особенно класс.рука, бессменной победительницы всевозможных конкурсов пед.мастрества.
Как видите, картина особо печальны тем, что мама и остальные родственники отказываются признать наличие какой-либо проблемы, а, соответственно, и не предпринимают никаких мер.
У меня ресурса в этой ситуации мало, ибо я сноха им, и мои попытки стимулировать ситуацию для себя они объясняют весьма иррациональными причинами, типа желания уязвить их. :?
Что же касается моей реальной мотивации в этой ситуации, то она, конечно, не в намерении уязвить, но и не об этом тема обсуждения. Вопрос этот поднимаю потому, что невзирая на номинальное согласие мамы девочки заняться этим вопросом, действия с ее стороны нет. Поэтому я и спрашивала о пособиях в помощь для самостоятельных занятий - они не против, если с девочкой буду заниматься я.
Но я не логопед. Хотя и имею навыки обучения, коучинга. Я всё больше утверждаюсь во мнении, что здесь никак не обойтись только моим ресурсом.
Может, стоит мне обдумать, как всё же маму девочки замотивировать? ;)

Medvedeva_ov
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 20 ноя 2012, 11:41

Re: Множественные проблемы у девочки 10 лет

Сообщение Medvedeva_ov » 06 мар 2013, 13:49

Маргарита писал(а): Могли бы Вы ще прокомментировать что-либо относительно возможных причин такого положения дел у моей племянницы?
На самом деле причины могут быть разные. От педагогической запущенности и общей соматической ослабленности ребенка до каких-либо неврологических предпосылок. Также не стоит исключать, что причина может быть не одна.

Разумеется, если есть возможность консультации у невролога, то стоит ей воспользоваться.

И особое внимание, конечно,как уже было сказано, мотивации мамы. Даже при наличии коррекционных занятий, без участия мамы, работы будет недостаточно результативной.
Признаться честно, я полагаю, что маме ребенка необходимо самой пообщаться со специалистами, чтобы из их уст услышать о проблемах и нарушениях своего чада. Если до сих пор Ваши опасения не заставили маму действовать, то навряд ли у Вас получится убедить ее самостоятельно. Попробуйте вместе, втроем сходить на диагностику к логопеду. Возможно, даже, маме стоит поприсутствовать на диагностическом обследовании, чтобы увидеть, какие сложности возникают у ее ребенка.

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя